Формирование нового типа педагогического мышления современного педагога физической культуры
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Ускоренное развитие процессов создания новых технологий и использования возрастающих объемов информации пронизывают жизнь общества и каждого человека, формируют их культуру и будущее. Эти процессы создают объективные предпосылки конкретных проблем в быту и в профессиональной деятельности.
Учитывая влияние таких процессов, человеку труда необходимо ежедневно объективно оценивать их воздействие в конкретной области и принимать адекватные решения. Прежде всего, такая оценка зависит от устойчивости восприятия человека, развитие которой является залогом трезвой (объективной) формулировки профессиональных задач и выработки их решений, адекватных возникающим проблемам.
Физическая культура нуждается в педагогах, умеющих развивать как физическое, так и психологическое здоровье нации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Общая характеристика понятия мышления 6
1.2. Место мышления в педагогической деятельности педагога физической культуры 10
1.3 Педагогические компоненты формирования профессионального мышления учителей физической культуры 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 21
2.1. Организация, этапы, методы и методики исследования 21
2.2. Характеристика выборки испытуемых и анализ результатов констатирующего этапа исследования 25
2.3. Программа формирования креативного мышления у педагогов физической культуры 31
Выводы по главе 2 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 40
3.1 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 40
3.2 Практические рекомендации по формированию креативного мышления для педагогов 47
Выводы по главе 3 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЯ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
БИБЛИОГРАФИЯ
Абаскалова, Н.П. Здоровье-сберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие /Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. – Москва: Изд-во «Омега-Л», 2017. – 575 с.
Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 20206. – 216 с.
Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов / Д: Феникс, 2018. – 332 с.
Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн., 2019. – 35 с.
Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-Пресс, 2019. – 160 с.
Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – Москва: 2019. – № 4. – С. 70-71.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич – М.: Физическая культура и спорт,2017–208 с.
Барамзина, С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированного обучения / /Педагогика. – 2019. – № 8. – С. 18-32.
Башмаков, А.И. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова Башмаков, А.И. – Педагогические технологии / Владимиров А.И. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 56 с.
Безруких М.М. Здоровье сберегающая школа / М.М. Безруких – М.: Просвещение, 2017. – 238 с.
Безруких, М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод. Рекомендации / М.М. Безруких // Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – Москва.: Триада-форм, 2017. – 114 с.
Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т проф. обр. РАО, 20205. – 336 с.
Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 2017. – 192 с.
Боева, Н.Я. Личностно-ориентированное образование// Педагогика 2017. – №6. – С. 25.
Нами была полностью проведена методика «Креативность» (автор Н.Ф. Вишнякова), но за основу был взят один критерий, имеющий ценность для данной работы – индекс творческого мышления. С его помощью мы выявили уровень развития общей креативности испытуемых. Показатели использовались из графы «Я-реальный» для определения уровня креативности в настоящий момент времени (Приложение 2, Таблица 3).
Полученные результаты методики «Креативность» (автор Н.Ф. Вишнякова) представлены на рисунке 5.