Развитие воображения младших школьников на уроке литературного чтения на примере БОУ СОШ №113
ВВЕДЕНИЕВ динамичном, быстро меняющимся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует и изменяет цели и задачи школьного образования. Раньше главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас стоит акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные проблемы человечества, готовой участвовать в их решении. Исследованиями особенностей развития творческого воображения младшего школьника осуществлялось в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса и других. Среди разнообразных средств развития творческого воображения младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах.
С помощью уроков литературного чтения можно использовать наиболее подходящую методику духовного воспитания и нравственных ценностей через творческую деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Сущность понятий «творчество», «творческие задания», 6 «воображение» 6
1.2. Типология и структура творческих упражнений 9
1.3. Особенности использования творческих упражнений на уроках литературного чтения 14
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по развитию воображения у младших школьников на уроках литературного чтения 17
2.1. Организация опытно-практической работы 17
2.2. Диагностика уровня развития творческого воображения у детей экспериментального класса 18
2.3. Комплекс мер по развитию творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения 23
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 28
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38
СПИСОКФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : сайт. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 16.03.2023).
Алешаева Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупалева // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 12–16.
Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей учащихся / Л. А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2011. – № 6. – С.14–16.
Афиногенова Е. К. Методы развития творческого потенциала младших школьников / Е. К. Афиногенова // Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII науч.-практ. конф. препод. и студ. Под общ. ред. В. В. Даниловой. – Саратов : СГПУ, 2020. – С.13–17.
Бумаженко Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014. – С. 33–36.
Былаевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Н. Былаевская // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 10–11.
Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес //Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 7–18.
Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студентов высших заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» / М. П. Воюшина и др. – Москва : Академия, 2010. – 284 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 431 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 93 с.
Применение на уроках выполнения творческих заданий призвано, в первую очередь, воспитывать хорошего человека, гуманиста и ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать. Для развития творческого воображения большое значение имеют творческие упражнения, которые ориентируют школьника на получение нового продукта, ранее не известного или очень хорошо зашифрованного. При выполнении любых заданий и упражнений важно, чтобы перед учениками стояла цель, которую они будут достигать, и видеть результат процесса деятельности [8, с. 53]. Выполнение творческих заданий помогает выявить детскую одаренность на ранних её стадиях, способствовать её развитию.
Эффективной организации творческой работы на уроках литературного чтения способствуют [17, с. 145]:
Изменение роли ученика.