Ознакомление обучающихся начальных классов с историей родного края в рамках внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Требование современности для общеобразовательных школ – воспитание инициативных, творческих, компетентных людей. На педагогах лежит большая ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за его будущее, за развитие у них любви к семье, родному дому, к своей земле, малой родине, к Отечеству. Задачи патриотического воспитания приобретают сегодня особую актуальность, требуют поиска новых педагогических решений.
Через познание истории малой родины молодое поколение осознает свою сопричастность к родной стране, к ее прошлому и настоящему и будущему. Воспитание уважения к истории родного края, чувства любви к своей Родине является одной из первостепенных воспитательных задач современной начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, который гласит, что выпускник начальной школы должен «любить свой народ, свой край и свою Родину»[1].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление школьников с историей родного края как педагогическая проблема…………………………………………………………………………….7
Средства ознакомления обучающихся начальных классов с историей родного края………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1Диагностика уровня знаний и представлений обучающихся начальных классов об истории родного края………………………………………………...23
2.2Разработка и апробация программы ознакомления обучающихся начальных классов с историей родного края во внеурочной деятельности.....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………..54
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286 [Электронный ресурс] // URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia (Дата обращения: 29.03.2023)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (гл. I; ст. 2). [Электронный ресурс] // URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/ (Дата обращения: 29.03.2023)
3. Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 019 декабря 2014 №1598 [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598 (Дата обращения: 29.03.2023)
4. Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (Дата обращения: 29.03.2023)
5. «Конвенция о правах ребенка»: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-o-pravakh-rebenka-odobrena-generalnoi-assambleei/ (Дата обращения: 29.03.2023)
Книги, печатная периодика
6.Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. – М.: Глобус, 2016. – 224 с.
7. Адаменко С.М. Воспитываем патриотов России //Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 23.
8. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 17 - 20.
Таким образом, формируется творческое воображение, внимательность, активность, самостоятельность обучающихся младших классов. Таким образом, краеведение как предмет необходим в школе. Потому что в тоже время краеведение выступает как граждановедение, которое способствует обучающимся сделать выбор и построить свою систему ценностей, где одна из главных будет любовь к родине. Краеведение знакомит с людьми малой родины, которые когда-либо совершали важные поступки, особой природой, памятниками, пробуждает интерес и развивает уважение к истории родного края, ее природным особенностям.