Методика развития навыков сознательного чтения младших школьников
ВВЕДЕНИЕАктуaльность данной работы заключается том, что навык чтения – это сложный комплекс умений и навыков, которые осваиваются в и развиваются на всех школьных предметах. Обучение детей младшего школьного возраста чтению - правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – является одной из основных В Фeдеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для общего развития ребенка, чтобы он овладел навыками читательской деятельности, умел осмысливать текст и научился качественно мыслить. Ученик должен научиться умениям поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках [61].
Сфoрмировать у обучающихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Виды речевой деятельности младших школьников 7
1.2. Компоненты навыка чтения как один из видов речевой деятельности 12
1.3. Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей 23
младшего школьного возраста 23
глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Методы и приемы формирования сознательного чтения у младших школьников 26
2.2. Анализ программ по литературному чтению в аспекте формирования 30
навыка чтения у младших школьников 30
2.3. Комплекс заданий, направленный на формирование осознанности, 35
выразительности, беглости и правильности чтения у учащихся младшего звена 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. С. 192. -текст непосредственно2. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38. -текст непосредственно
3. Бунеев. Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. С. 160 . -текст непосредственно
4. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (Технология формирования правильности читательской деятельности) // Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008. Ч. 1. С. 65-89. -текст непосредственно
5. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. С. 360. -текст непосредственно
6. Былеевская, В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // «Начальная школа». 2010. №5. С. 35-41. -текст непосредственно
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. С. 476. -текст непосредственно
8. Гальперин, И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. 2015. №1. С. 5-8. -текст непосредственно
9. Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. С. 160. -текст непосредственно
10. Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников // «Начальная школа». 2011. №1. С. 33-38. -текст непосредственно
11. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. С. 69. -текст непосредственно
12. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. С. 264. -текст непосредственно
13. Ефросинина, Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе // «Начальная школа». 2014. №4. С. 11-16. -текст непосредственно
14. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М: Просвещение, 2012. С. 32. -текст непосредственно
Беглость повышается за счет улучшения «правильности чтения», то есть более осознанного прочтения читаемого текста. Давайте определим, что значит читать правильно. Прежде всего, правильно читать – значит плавно воспроизводить звуковую поверхность текста и читать его без ошибок.
Правильное чтение требует, чтобы слово произносилось четко, без искажения слова или его формы, без пропуска, вставки или замены звуков или слогов, с правильным ударением в слове и с соблюдением основных требований орфоэпии. Если эти требования нарушены или неправильное распознавание слова приводит к неправильному прочтению, читатель вынужден догадываться или угадывать части слова [14].
Слоги или буквы пропускаются или незнакомые предметы заменяются знакомыми без правильного понимания прочитанного.