Условия формирования целостных представлений о мире у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Целостная картина мира у младших школьников определяется как система знаний, позволяющая им полно и глубоко воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, а также отводить себе определенное место в этом мире. Опыт ребенка связывается с многообразием окружающего мира. При этом картина мира выступает как система координат, определяющая жизненные приоритеты, активность и направленность деятельности личности.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется двумя причинами. Первая связана с требованиями, зафиксированными во ФГОС НОО. Так, в систему личностных образовательных результатов, в рамках воспитания ценностей научного познания включена задача формирования первоначальных представлений о научной картине мира, а в предметных результатах есть позиция, предписывающая создавать условия для формирования первоначальных представлений о природных и социальных объектах, как компонентах единого мира [54]. Вторая причина заключается в том, что в методике пре
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…..6
1.1. Сущность содержания понятия «картина мира»…………………………...6
1.2. Особенности картины мира у младших школьников…..…………….......14
1.3. Способы формирования целостных представлений о мире у младших школьников………………………………………………………………………21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ………………………….33
2.1. Методика изучения особенностей преставлений об объектах природы как компонентах единого мира у учащихся четвертых классов………………….33
2.2. Особенности представлений об объектах природы как компонентах единого мира у учащихся четвертого класса………………………………………39
2.3. Условия формирования целостных представлений о мире у младших школьников………………………………………………………………………44
Выводы по главе 2……………………………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 08.11.2022) [электронный ресурс] // Консультант плюс: справочно-правовая система. — URL: //
Адамьянц Т. З. На пути к целостной «картине мира» / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. – 2019. – №2(98). – С. 230-238.
Алексеева О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учеб. пособие. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.
Антонов А. А. Формирование у учащихся целостной картины мира как педагогическая задача / А. А. Антонов // Студент и наука (гуманитарная наука). – 2018. – №4. – С. 538-540.
Базулина И. В. Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук; Ленингр. гос. ун-т. – СПб., 2016. – 23 с.
Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. ‒ Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУУПИ, 2018. ‒ 937 с.
Бекаева Р.А. Методы формирования представлений о целостной картине мира у младших школьников на уроках окружающего мира / АР. А. Бекаева // Молодежь и наука. – 2020. – №4. – С. 12-17.
Бойкова О. А. Формирование целостной картины мира как педагогическая проблема / О. А. Бойкова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. – 2019. – №4(2). – С. 5-8.
Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 68 с.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1–4 классы. ‒ М.: Вентана‒Граф, 2015. ‒ 240 с.
Волосюк Н. А. Межпредметные связи, как способ формирования целостной картины мира / Н. А. Волосюк // Современные исследования. – 2018. – №4(9). – С. 49-52.
Ворновская Н. И. Формирование познавательных интересов младш
В основе заложена интеграция многообразных знаний о природе и обществе.
Формирование целостной картины мира у младших школьников состоит в интегрировании природоведческих, обществоведческих, исторических знаний и представлений обучающимся материала естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного видения мира в его важнейших взаимосвязях [21, с. 16].
В процессе формирования у младших школьников целостной картины мира по учебно-методическому комплексу «Школа» учитываются следующие требования:
обеспечение целостности восприятия образа мира;
введение широких понятий – возрастание уровня их абстракции;
интеграция научной и художественной картины мира [21, с. 16].
Особое место в учебно-методический комплекс «Перспектива» уделяется:
формированию духовно-нравственных ценностей;
знакомству с культурно-историческим наследием мира и России;
знакомс