Проектная деятельность, как средство патриотического воспитания младших школьников
ВВЕДЕНИЕРоссия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. В последние годы в стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти ценности привели к снижению воспитательного воздействия российской культуры как одного из главного фактора формирования патриотизма.
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной.
Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………. 6
1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание»……………………... 6
1.2 Особенности формирования патриотического воспитания у младших школьников…………………………………………………………………… 13
1.3 Проектная деятельность как средство патриотического воспитания…. 20
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕС-КОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………. 30
2.1 Диагностика патриотического воспитания младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы………………………. 30
2.2 Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников в проектной деятельности……………………………………. 43
Выводы по главе 2…………………………………………………………….. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………... 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………... 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 5. – С. 131-136.Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе / С.П. Ахтырский // Инновационная наука. – 2015. № 4-2. – С. 77-81.Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 349-352.Бородина, Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е.Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции. – 2016. – № 5.Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в поли-художественной деятельности: моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2017. – 176 с.Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. – 2021. – № 1. – С. 14-24.Власенко, И.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Я - гражданин России» / И.Г. Власенко // Завуч начальной школы. – 2011. – № 9. – С. 44-56.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. – Москва: Просвещение, 2021. – 24 с.
Дыбина, О.В., Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.Задруцкая, Н.В. К вопросу о соотношении понятий «патриотизм» и «Гражданственность» /Н.В. Задруцкая // Вестник ИрГТУ. – 2007. – № 1 (29). – С. 186-188.Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – C. 96-101.Ипполитова, Н.В.
Цель: выявить у ребенка способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с патриотической проблематикой.
Материал: фрагменты картин русских художников с изображением ситуаций из жизни семьи (Ф.Г. Солнцев «Крестьянское семейство перед обедом», В.Е. Маковский «В жаркий день», В.А. Тропинин «За прошивками», М.В. Нестеров «За вышиванием. Портрет Е.П. Нестеровой», Б.М. Кустодиев «Утро», К.Е. Маковский «Сенокос», Н.Ф. Новиков «Картошка».
Содержание: педагог предлагает ребенку рассказать о том, какие дела или события запечатлел художник в своем произведении. При составлении рассказа ребенок может использовать примеры с ситуациями из жизни своей семьи (Таблица 6).