Исследовательская работа по логопедии на тему Дизартрия как одна из форм ОВЗ у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается рост числа детей с нарушениями развития речи. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов. Таким детям присуще: заниженный порог восприятия слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей дошкольного возраста как дизартрия.
Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.
Клиническая картина дизартрии имеет несколько форм, каждая из которых требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств.
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучаетс
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования дизартрии как одной из форм ОВЗ у детей дошкольного возраста 4
1.1. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их влияние на дальнейшее развитие ребенка 4
1.2. Дизартрия как вид речевого и неречевого нарушения у детей дошкольного возраста 8
Глава 2. Практические аспекты исследования речевых и неречевых нарушений у дошкольников с дизартрией на примере детей младшего дошкольного возраста 13
2.1. Общие принципы диагностики 13
2.2. Проявления дизартрии у детей младшего дошкольного возраста 16
Заключение 19
Использованная литература 21
Приложение 1 24
Использованная литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2004.
2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005.
3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М., 2008.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – СПб., 2006.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова JI.B. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
7. Белякова, Л. И., Волосков, Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]: - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005.
9. Винарская Е.Н, Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М., 2005.
10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
11. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2.
12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Хранитель, 2002.
13. Дизартрия как одна из самых распространенных речевых патологий современности. О.В. Кузнецова / «Topical problems of modern science» 52 Vol.1, June, 2017.
14. Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями. Коренева Е.А. / Актуальные проблемы логопедии. - Саратов,2013. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No 6. 2017. Alley-science.ru.
15. Капустина Т.В., Зигле Л.А. / Сборник
Работы первых невропатологов существенным образом повлияли на современное понимание сущности диартрии. Впервые этим автором было проведено разграничение между понятиями дизартрии и моторной афазии. Условно было проведено разделение двух форм дизартрии на бульбарную и церебральную формы. В основе классификации церебральных форм дизартрии лежат локальные очаги поражения головного мозга. В дальнейшем основные положения этой классификации были отражены в неврологической литературе, а позже – в учебниках по логопедии, логоритмике [10, с.47].
Проблема дизартрии нашла широкое отражение в многочисленных литературных источниках, в том числе, в источниках клинического, нейролингвистического и психолого-педагогического направления. Исследователи рассматривали различные причины дизартрии и пришли к выводу о том, что основными причинами служит:
- основ