Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность темы исследования
Детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития становится больше с каждым годом. Недоразвитие речи препятствуют их полноценному общению, вызывают трудности в успешном овладении знаний из разных предметов. Речевые трудности негативно влияют и на эмоциональное состояние ребёнка. Дети с особыми потребностями нуждаются в своевременной помощи, которую педагог должен предоставлять им с большим терпением. Для полного восприятия и усвоения информации от детей требуется выраженная познавательная активность. По мнению Годовиковой Д. Б.: «Познавательная активность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребёнка - значит определить уровень его развития» [11, с. 29].
Познаватель
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.2. Понятие познавательной активности и её особенности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
1.3. Средства и методы развития познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34
Выводы 40
Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению развития познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 41
2.1. Диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 41
2.2. Содержание формирующего этапа исследования по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
Выводы 60
Заключение 61
Практические рекомендации 62
Список литературы 63
Список литературы
Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом, экологическое воспитание дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2008. 128 с.
Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа. М.: ИГЛ, 2005. 264 с.
Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Издательство: Парадигма, 2010. 96 с.
Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 128 с.
Батышев С. Л. Научная организация учебно - познавательного процесса. М.: Высш. школа, 1980. 456 с.
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 228 с.
Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 130 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 80 с.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.
Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. М.: Педагогическое общество России, 2000. 141 с.
Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. 104 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т - 2. 504 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 471 с.
Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. №1. С. 28-32.
Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. №3. С. 22-27.
Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2007. 176 с.
Немаловажная роль в формировании познавательной активности отводится взрослому. Именно он учит детей наблюдать, самостоятельно ставить проблему и искать способы получения информации. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребёнка в ситуацию их решения с помощью сравнения.
Выделяют три уровня познавательной активности ребёнка [31, с. 12].
Первый уровень - уровень потребности во впечатлениях. Его ещё называют фундаментом познавательной активности. Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнем развития познавательной активности. «Любознательность – это недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью». На данном уровне интерес появляется к объекту в целом, а не к отдельным его частям. Третий уровень