Изучение агрессивности детей из семей с разными типами детско-родительских отношений
Введение
С самого рождения человек попадает в социум, а именно — в семью. Она является для ребенка центром воспитания, в ней закладываются тип поведения, манеры, характер, ценности, мировоззрение, основы личности малыша. Когда в семье растет ребенок, он с первых лет своей жизни усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, на основе них формирует свои паттерны поведения. Семья регулирует отношения ребенка к окружающему миру, он получает опыт, усваивает моральные нормы поведения. Так же она может выступать в качестве положительного или же отрицательного фактора воспитания. И никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Именно поэтому на родителей ложится большая ответственность за будущее ребенка.
Так как в семье проявляется особенный тип взаимоотношений между членами семьи к ребенку, которые зачастую влияют на поведение школьника и развитие его личности, часто обуславливая высокий уров
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы типов детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 7
1.1 Типы детско-родительских отношений 7
1.2 Содержание понятия агрессивности младших школьников 9
1.3 Связь типов детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 11
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Исследование зависимости типов детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3 Рекомендации для учителей по взаимодействию с агрессивными младшими школьниками 25
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список используемых источников 30
Приложение 1 31
Список используемых источников
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2005, 643с.
2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол. - пед. очерки. - М., 1972, 213с.
3. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка//Мир психологии. -1997, 233с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999, 444с.
5.Большой психологический словарь. Под ред. Б. Мещерякова, В.Зинченко. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003, 231с.
6. Родители и дети: психология взаимоотношений/Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003, 632с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968, 190с.
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб: Питер, 2001, 550с.
9. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» М.: «Профиздат», 1992.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.
11. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи//Вопросы психологии - 1985. - №2. - Сбп. 186с.
12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976, 344с.
2. Враждебность со стороны родителей. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, неуважение, мат, унижение друг друга, взаимные упрёки. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение особых эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями, ребенок не чувствует себя в безопасности дома. Когда родители живут в постоянных ссорах, жизнь в их семье нестабильна и крайне страшна, даже ужасна для ребенка, которому требуется любовь, забота и понимание. Жизнь в такой семье становится для ребенка сущим испытанием. Младший школьник становится частью этих унижений, родители непосредственно напоминают о его неудачах из-за собственного гнева на свою жизнь, на самих себя. Нередко