Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Введение
Восприятие — сложный полисенсорный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он состоит из этапов обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности.
«Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира; это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и точнее они отражают раздражители».
Одним из наименее изученных вопросов является проблема особенностей зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность. В современное в
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
1.1 Особенности детей с РАС
1.2 Формирование зрительного восприятия детей с РАС
1.3 Развитие зрительного восприятия детей с РАС
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
2.2 Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента
3.2 Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1961. - 209с.
2.Башина В. М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. - 240с.
3.Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. Донецк, 1999. С. 213.
4.Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Красноярскийгосударственныйпедагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017.
5.Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: моногр. / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 с.
6.Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект: Традиция, 2004.783 с.
7.Брин И. Л., Демикова Н. С., Дунайкин М. Л., Морозов С. А. и др. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. — М.: «СигналЪ», 2002.
8.Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. — М, 1968. -264с.
9.Вольперт И. Е. Игровая терапия // Рук. по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979. С. 232-245.
10.Вольперт И. Е. Психотерапия. Л.: Медицина, 1972. 232 с. 11.Восприятие. Механизмы и модели. - М.: Мир, 2004. - 358 с.
12.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1985. - 173 с.
13.Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка - М.: Школа - Пресс. - 2001.
14.Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.: «Прогресс», 1970. 223 с.
15.Грэйс Крайг. Особенности зрительного восприятия у детей, М., 2000.- 992с.
16.Детскийаутизм: Хрестоматия/Сост. Л. М. Шипицына. — СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. 17.Дефектология. Словарь-справочник. / Авт. - сост.С. С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
18.Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Академия педагогических наук, 1963. - 286 с.
19.Зинченко В.П., Зинченко Т.В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А.В.
Более сложная форма - создание мультфильма. Анализируется шесть основных видов мультипликации: пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная, компьютерная анимация и ротоскопирование.
Выводы по первой главе:
Картина детей с аутизмом очень разнородна, но имеет ряд общих признаков: сложности в социальном взаимодействии, эмоциональной сфере, ритуализированность действий, стереотипии.
Зрительное восприятие у слабовидящих детей с РАС отличается нестабильностью и рассосредоточенностью, но одновременно с этим оно обладает ясностью в сознании.
Специально для детей с аутизмом, имеющими нарушение зрительного восприятия, существует ряд методик, подходов и технологии, которые обле