Медиация в школе: проблемы и перспективы развития
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим этапом в жизни человека выступают школьные годы. На протяжении одиннадцати учебных лет человек познаёт основы различных наук, таких как математика, биология, физика, химия, обучается письму, чтению, истории возникновения мира и своего родного государства. Школа также является важнейшим этапом социализации личности, формирует его характер, силу воли, способствует развитию позитивного отношения к миру и принятию других, что впоследствии поможет ему без проблем стать достойным представителем современного общества. Во время обучения в школе ребёнок переживает немаловажный и психологически сложный этап в своей жизни, во время которого осуществляется переход и из детства во взрослую жизнь. Переходный возраст сопровождается ярко выраженной эмоциональной нестабильностью и максимализмом. Данный этап характеризуется высокой конфликтной активностью у школьников. При разрешении конфликтов возникающих, как внутри школьника (внутриличностный конфликт), так и между его сверстниками,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИАЦИИ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 5
1.1. Понятие медиации, цели, задачи и функции 5
1.2. Основные принципы медиации и области ее применения 8
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 12
2.1. Нормативно-правовые основания деятельности служб школьной медиации в России 12
2.2. Основные модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении 17
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 25
3.1. Опыт организации школьной службы медиации в России 25
3.2. Сравнительный анализ уровня организации службы школьной медиации в Санкт-Петербурге 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Нормативно-правовая база 37
Научная литература. 38
Научные статьи: 43
Электронные ресурсы: 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовая база
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 04.08.2014 г. № 31. ;
2) Указ президента РФ от 1 июня 2012 г № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»;
3) Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
5) Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
6) «Региональная стратегия действий в интересах детей в Пермском крае на 2013-2017 годы» от 24 мая 2013 года N 60;
7) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн);
8) План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
9) Постановление ГД ФС РФ от 14.05.2010 г. № 3656-5 ГД «О проекте Федерального закона № 201888-5 «О примирительной процедуре (медиации)» // Собрание законодательства РФ от 31.05.2010 г. № 22;
10) Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644);
11) Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями);
12) Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
Научная литература.
13) Аболонин, В. О. В поисках российской модели судебной медиации / В. О. Аболонин // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5 (сент.-окт.). - С. 120-127.;
14) Алиева, А. М. Проблемы внедрения примирительных процедур / А. М. Алиева // Право и экономика. - 2010. - № 3. - С. 17-19.;
15) Антипов, А. Н. Медиация: проблемы становления и развития / А. Н. Антипов // Российский судья. - 2014. - № 10. - С. 4-6.;
16) Анцупов А.Я. Профилактика
Стоит обратить внимание на то, что в 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых