Гендерные особенности агрессивности подростков
Введение
Проблема профилактики агрессивности в детском и подростковом занимает сегодня одно из центральных мест в практической психологии. Современный информационный мир переполнен примерами агрессивного поведения и проявлений агрессивности, зачастую воспринимаемых как должное, как неотъемлемую часть общественного бытия. Новостные ресурсы, сообщающие о военных столкновениях и совершаемых преступлениях, фильмы, содержащие откровенные сцены насилия, насилие на бытовом уровне – всему этому являются свидетелями дети и подростки, которые воспринимают агрессивные формы поведения, как нормальные.
Агрессивное поведение, агрессивность является в первую очередь реакцией на физический и психологический дискомфорт, на стрессы и фрустрации. Также агрессивное поведение может являться средством достижения какой-либо цели, в частности повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Проявления агрессии имеют свои возрастные особенности. Так, дети раннего возраста проявляют агрессию как мо
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме агрессивности 8
1.1. Понятие агрессивности и агрессивного поведения в психологической науке ..8
1.2. Агрессивность подростков как психолого-педагогическая проблема 14
Глава 2. Теоретический анализ научной литературы (отечественной и зарубежной) по проблеме пола и гендера 35
2.1. Понятие пола и гендера в психологической науке 35
2.2. Гендерные особенности подросткового возраста 46
Глава 3. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков 51
3.1. Методологические основы исследования 51
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессивности подростков 55
3.3. Результаты статистического анализа данных исследования 69
Заключение 75
Список литературы 77
Список литературы
Айкешева А.С. Гендерные различия в агрессивном поведении подростков // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2018. – С. 117-122. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36618862
Альманах кафедры клинической психологии и психоанализа. Выпуск 1. Феномен агрессии. Природа и перспективы исследования. - М.: ERGO, 2014. - 729 c
Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю.М. Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 312 c.
Багина А.Н. Гендерные различия в агрессивном поведении подростков // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 207-209.
Белковская Д.С. Гендерные различия в проявлении агрессивного поведения у подростков // Психологическая студия : сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей каф. приклад. психологии ВГУ им. П.М. Машерова / под ред. С.Л. Богомаза и др. – Витебск, 2017. – С. 17-19. – Электронная копия доступна на сайте Репозитория ВГУ им. П.М. Машерова. URL: https://rep.vsu.by/handle/123456789/24532
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
Гаджиева П. Гендерные различия в проявлении агрессивного поведения подростков / П. Гаджиева, А.А. Цахаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве : материалы 6 междунар. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2019. – Т. 2, ч. 3. – С. 293-302.
Гришина Н.В. Условия психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества Материалы Межрегиональной научной конференции. 2018. С. 246.
Гурьев М.Е. Типологическая характеристика
Агрессивное поведение проявляется в человеке под влиянием его индивидуальных особенностей. В возникновении агрессии участвуют такие факторы, как возраст, индивидуальные особенности и внешние физические и социальные условия. Но решающая роль в формировании агрессивного поведения индивида, по мнению большинства исследователей этого вопроса, отводится его социальной среде.
Старший подростковый возраст является одним из непростых этапов развития человека. Он включает период развития детей от 14 до 16 лет, что соответствует возрасту учеников 9–11 классов средней школы. Это возраст полового созревания, показатели которого определяют границы подросткового периода.
Старшеклассников продолжают волновать проблемы, унаследованные из подростко