Психолого-педагогическое сопровождение личностной зрелости студента вуза
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, движения общественных пертурбаций и трансформаций становятся массовыми и масштабными, жизненная действительность стремительно ускоряется, всё сложнее становится наладить взаимодействие. Наше общество становится цифровизованным от головы до пяток, оно отходит от аналоговой формы передачи информации. За несколько лет, мы смогли осуществить переход к дистанционному образованию, что напрочь изменило всю палитру отношений между обучающимся и обучаемым.
Новые социокультурные элементы меняют и преобразуют старое, требования к вузам приобретают принципиально иные очертания. Общество нуждается в «новой» личности, которая будет готова осознанно реагировать на социальные штормы. Её будет характеризовать умение рефлексировать, проводить внутренний самоанализ имеющейся ситуации и нести в случае чего ответственность, проявляю при этом свою автономность. В этом отношении наличие личностной зрелости, играет немаловажную роль. Задача вузов обеспечить максимально комфорт
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 15
1.1 Концептуальные основы личностной зрелости в психологической науке 15
1.2. Критерии и показатели личностной зрелости в юношеском возрасте 24
1.3. Содержание процесса психолого-педагогического сопровождения личностной зрелости и специфика организации в вузах 31
Выводы по теоретическому исследованию 38
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1 Организация и этапы исследования. Характеристика экспериментальной базы и выборки респондентов 40
2.2. Методы и методики экспериментального исследования 41
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования личностной зрелости студентов 45
Выводы по экспериментальному исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ I 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] / К.А. Абульханова-Славская – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [Электронный документ] / Б.Г. Ананьев (http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf) Проверено 09.01.2022
3. Андрюшкова Н.П. К вопросу становления личностной зрелости. / Н.П. Андрюшкова [Текст] // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия Психология. 2022. Т. 41. С. 3-10. (https://doi.Org/10.26516/2304-1226.2022.41.3) Проверено 26.04. 2023
4. Бахтин М.М. Философия поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. [Электронный документ] – М.: Наука. – 1986. – С. 80-126. (https://psihdocs.ru/m-m-bahtin-filosofiya-postupka-v2.html) Проверено 20.04.2023
5. Белов В.В., Корзунин В.А. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе. / В.В. Белов, В.А. Корзунин [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета. – 2015. С.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. [Текст] / М.Р. Битянова – М.: Совершенство. – 1998. –298 с.
7. Бодалев А. А. Личность и общение. [Электронный документ] / А.А. Бодалев (http://gpa.cfuv.ru/courses/ospedmast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%90.%D0%90.%20%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.PDF)Проверено.07.2022
8. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Электронный документ] / А.А. Бодалев (http://umo.edu.ua/images/content/aspirantura/zabezp_discipl/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8.pdf) Проверено19.07.2022
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Л.И. Божович [Текст] // Вопросы психологии. – 1979. – N 4. – С. 23-24.
10. Васильева О.С., Мачуха А.М. Проблема изучения личностной зрелости в психологии / О.С. Васильева. А.М. Мачуха [Текст] // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. – № 17/2. – С. 26-36
11. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности. [Электронный документ] / Л.А. Головей (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5918/1/Psychological%20maturity%20of%20personality.pdf) Проверено14.02.2023
12. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации. / Р.Г. Гурова [Текст] // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 32-38
13. Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) [Электронный документ] (http://testoteka.narod.ru/lichn/1/33.html) Проверено 25.04.2023
14. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов. / С.П. Жданова [Текст] // М.: Академия. – 2018. – 205 с.
15. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога в современной образовательной среде. / А.А. Жигулин [Текст] // Вестник. Ленинград. гос. ун-та. – 2011. – С 54-62.
16. Зима, Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации. [Электронный документ
Томас Манн пишет: «— В один прекрасный день оказалось, что век, который изобрел женскую эмансипацию и стал ратовать за права ребенка, — весьма снисходительный век, — пожаловал и юность привилегией самостоятельности, а она, уж конечно, быстро с нею освоилась».
Собственно «классический» юноша, выведенный психологами XIX века, был, как правило, интеллектуальным, занимался наукой, являлся студентом. На сегодня возрастные ориентиры не имеют чётких границ и разнятся от позиции учёного или социокультурного контекста. Д.И. Фельльдштейн отмечает отсутствие единой терминологии обозначения данного периода. Встречаются такие понятия как: молодость, взрослая юность, ранняя зрелость, студенческий возраст и др. Пределы юности разные, так выделяют раннюю юность 15-18 лет и позднюю юность 18-23 года. Встречаются иные трактовки, которые выделяют ещё и средняя юность от 19-до 21 года (А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский). В