Формирование патриотических чувств младших школьников в процессе изучения произведений о войне на уроках литературного чтения
Введение
Проблемы в социально-экономической и политической жизни современного общества привели к снижению уровня сформированности патриотического сознания у молодых людей, отсутствию уважения к старшему поколению, к истории нашей родины, полное безразличие к природе, к судьбе Отечества, к государственной символике. Исходя из перечисленных отклонений в поведении молодежи, огромное значение на современном этапе развития общества приобретает специальное обучение школьников. Одной из важнейших задач современной школы является воспитание подрастающего поколения сознательными гражданами России. Важной составляющей воспитания патриотизма является любовь к Родине, основанная на социальном чувстве, содержанием которого выступает уважение к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо Родины. По мнению Н.Г. Чернышевского: тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству [37]. К сожалению, мы вынуждены свидетельствовать о существенных недостатках по ф
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 12
1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое сознание» 12
1.2 Особенности воспитания патриотического сознания у младших школьников. 20
1.3 Роль уроков литературного чтения в процессе формирования патриотического сознания младших школьников 27
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 35
2.1 Диагностика уровня развития патриотического сознания младших школьников 35
2.2 Тематическое планирование по формированию патриотического сознания у младших школьников на уроках литературного чтения 43
2.3 Методические рекомендации учителю по изучению произведений о войне. 48
Выводы по II главе 59
Заключение 61
Список используемых источников 64
Предложения А 70
Список используемых источников
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе/ И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис – Пресс, 2002 – 224 с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко // Народное образование. – 2005. – №4. – С. 23.
3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] /Ю.Азаров// Воспитание школьников. – 2008. – №6. – С. 3-11.
4. Антология гуманной педагогики: Ушинский. О народности в общественном воспитании / сост. и автор предисл. П. А. Лебедев. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2002. – 223 с.
5. Артемов, В.В. Страницы Российской истории/ В.В. Артемов. – М.:Просвещение, 2005. – 112 с.
6. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение : учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов [Текст] / В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин ; под ред. Г.Н. Матюшина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
7. Баранец. Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст]/ Н.Л. Баранец // Начальная школа – 2006. – №3. – С.12-17.
8. Барышникова, С.В. Сопереживание судьбе Родины как стратегия патриотического воспитания/ С.В. Барышникова// Воспитание школьников. – 2010. – №6. – С.70-74.
9. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Том 4/ В. Г. Белинский – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. – 676 с.
10. Беспалова, В.В. Воспитывая патриотов/ В.В. Беспалова// Физическая культура в школе. – 2011. – №2. – С.52-58.
11. Бирюкова, Н.A. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики (Текст) /Н.А. Бирюкова // Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 9-12.
12. Богачева, И В. Моѐ отечество Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / ИВ. Богачѐва и др. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. – 232 с.
13. Богословский, В.В. Психология воспитания школьника [Текст]: учебное пособие для педагогических институтов / В.В. Богословский. – Ленинград, 1974. - 164 с.
14. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, Л.Д. Шатова и др.; под ред. А.И. Виноградовой - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 96 с.
15. Вопросы нравственного воспитания
Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [22].
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС НОО строится, в частности, вокруг оценки
сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости
свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических с