Системная работа по формированию словаря антонимов у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи
Введение
Основная задача дошкольного образования заключается в том, чтобы подготовить детей к поступлению и обучению в школе. Для поступления в школу ребёнок должен обладать высоким уровнем интеллектуального и речевого развития. Эти уровни взаимосвязаны, несформированность одного из них ограничивает формирование другого. В настоящее время проблемы развития речи у детей являются одним из наиболее актуальных вопросов в педагогике и психологии. Речевые нарушения у детей могут привести к серьезным проблемам в обучении и социальной адаптации. Одним из способов помочь детям с нарушениями речи является системная работа по развитию речи; наше исследование мы посвятили проблеме формирования словаря антонимов. Антонимы (от греческого anti - против и onyma - имя ) – это слова, имеющие противоположное значение. Умение пользоваться антонимами является важной составляющей развития речи и языкового мышления.
Содержание Введение 3
1. Теоретические основы изучения формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Изучение словаря детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием и нарушенным речевым развитием 9
1.3 Педагогические условия формирования словаря антонимов у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи 18
2. Экспериментальная работа по формированию словаря антонимов у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи25
2.1 Организация, содержание, задачи, и методы, и результаты констатирующего эксперимента25
2.2 Логопедическая работа по формированию словаря антонимов у детей среднего дошкольного возраста36
2.3 Анализ результатов работы по формированию словаря антонимов у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи46
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Список используемой литературы
1.Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для спец. дошк. учреждений / авт.-сост.: Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск : Нац. ин-т образования, 2007. – 280 с.
2.Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 94 с.
3.Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. , 1985. 113 с.
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с.
5.Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М. : Педагогика, 1974. 184 с.
6.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. - 2 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 96 с.
7.Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.
8.Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Эксмо, 2016. – 288 с.
9.Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Ж. И. Журавлева ; Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – 27 с.
10.Иванова Н. П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1980. 174 с. 52
11.Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. СПб. : Речь, 2012. 144 с.
12.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. : Советская Россия, 1973. 160 с.
13.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1995. 347 с.
14.Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Синонимы. М. : ГНОМ и Д, 2005. 234 с.
15.Корнев, А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04 / А. Н. Корнев ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2006. – 45 с. 116.
В результате овладения лексическая единица выступает как отделённое внесистемное неустойчивое образование с расширенной областью применения. Это не позволяет детям с недоразвитием речи реализовывать креативные способности, создавать новые языковые единицы высказывания.
Принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам.