Фольклор народов ханты и манси как средство формирования ценностного отношения к культуре хмао-югры
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
На территории земли Югорской уже более пяти тысяч лет живут самобытные народы со своей неповторимой культурой — ханты и манси. Их традиции, быт, дошедшие до наших дней, хранят не только легенды, сказки, обряды, но и сам образ жизни этих людей, живущих в мире и согласии с суровой природой Севера.
В период интенсивного освоения нефтегазовых месторождений Ханты-Мансийского автономного округа внедрение нетрадиционного уклада жизни и ассимиляция коренных жителей приводят к потере их неповторимой национальной культуры и традиций.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ХМАО-ЮГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ
1.1 Проблема формирования ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические возможности фольклора народов ханты и манси в формировании ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ХМАО-ЮГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ
2.1 Выявление исходного уровня сформированности ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по работе, направленный на ознакомления фольклора народов ханты и манси как средства формирования ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Айпин, Е. Д. Обреченные на гибель: публицистика последних лет : публицист. сб. / Е. Д. Айпин. — М. : Нефть и газ, 2019. — 111 с.
2. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие / М. И. Богомолова. — М. : Флинта : Наука, 2019. — 176 с.
3. Гончарова, О. В. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / О. В. Гончарова, М. Г. Шапарь // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. — 2019. — № S8. — С. 6—10. —Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13571.htm — Дата доступа: 10.09.2018.
4. Лашкова, Л. Л. Формирование у дошкольников представлений об этнокультурных традициях родного края при ознакомлении с культурой коренных народов Югры / Л. Л. Лашкова, П. П. Ушакова // Мир детства и образование: материалы ХI Междунар.науч.-практ. конф. —Сургут, 2019. — С. 121—125.
5. Федорова, С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учеб. пособие / С. Н. Федорова. — М.: ФОРУМ, 2019. — 176 с.
6. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России: монография / А. Н. Фролова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Магадан: Кордис, 2019. — 183 с.
7. Бурмистрова, О. В. Формирование ценностного отношения к культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Бурмистрова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Педагогическое образование". - Челябинск: ЮУрГУ, 2019. - № 1. - С. 19-25.
8. Григорьева, О. В. Формирование ценностного отношения к культуре народов Севера у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Григорьева // Наука и образование: современные технологии. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. - Т. 2. - С. 237-241.
9. Комарова, Е. В. Особенности формирования ценностного отношения к культуре ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Комарова // Педагогика: теория и практика. - Москва: Экзамен, 2019. - № 1. - С. 46-52.
10. Лозовская, О. А. Формирование ценностного отношения к культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у детей старшего дошкольного возраста в условиях музейной деятельности / О. А. Лозовская, О. В. Бурмистрова // Современные технологии, экономика и образование: сборник научных трудов. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2019. - С. 199-203.
11. Чернова, О. Н. Ценностное отношение к культуре народов Севера как результат формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Чернова, А. А. Бабий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ, 2019. - № 7. - С. 130-136.
12. Краснова, Е.А. Особенности восприятия и формирования ценностей культуры ХМАО-Югры у дошкольников / Е.А. Краснова // Научный диалог. - 2019. - № 5 (67). - С. 79-87.
13. Михайлова, О.В. Психологические особенности формирования ценностного отношения к культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у детей дошкольного возраста / О.В. Михайлова // Инновационное развитие образования. - 2019. - Т. 11. - № 5. - С. 14-19.
14. Стрельникова, О.В. Формирование ценностного отношения к культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологического образования / О.В. Стрельникова // Экологическое образование и наука. - 2019. - № 2. - С. 139-147.
15. Тарасова, Е.А. Культурно-просветительная работа с детьми старшего дошкольного возраста в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / Е.А. Тарасова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (26). - С. 36-40.
Таким образом, этнокультурное воспитание дошкольников Югры является важным компонентом воспитательной работы с детьми. Оно способствует сохранению культурной и языковой идентичности народа, развитию толерантности и культурного капитала детей. Однако, необходимо учитывать изменения в обществе и множественность культур в регионе при организации мероприятий по этнокультурному воспитанию [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст является ключевым для формирования ценностного отношения ребенка к культуре места проживания. Особенности культуры ХМАО-Югры, такие как уважение, к природе и богатство традиций и обрядов, могут существенно влиять на формирование ценностного отношения ребенка к этой культуре.