Антирелигиозная политика Н.С. Хрущева как объект изучения учащимися средней школы на примере Московской области
ВведениеСовременная проблематика отечественной истории показывает рост интереса исследователей к самым разнообразным аспектам российской действительности XX века. Их изучение будет не полным без исследования такой области общественной жизни, как государственно-церковные отношения в нелегкие для Русской Православной Церкви 1945-1964 гг. Это особенно важно при осмыслении места, роли и положения Русской Православной Церкви и религии, а также вопросов свободы совести в достаточно специфических условиях советской власти. В настоящее время эта тема вызывает пристальный интерес в научной среде и в обществе.
Продолжительное время фокус внимания исследователей был сосредоточен на «сталинских» репрессиях по причине их крупномасштабности и беспрецедентности. «Хрущевские» гонения в действительности отражали новую модель церковно-государственных отношений, оформилась новая стратегия борьбы коммунистической партии с религией.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Положение Русской православной церкви в начале 50-х гг. ХХ века 9
1.1 Взаимоотношения церкви и государства накануне и после кончины И.В.Сталина 9
1.2 Внутрицерковная жизнь московской епархии 18
1.3 Религиозность населения Московской области в первой половине 1950-х гг. 24
Глава 2. Усиление антирелигиозной политики Н.С. Хрущёва и её результаты 31
2.1 Антирелигиозные меры государства в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. 31
2.2 Сопротивление епископата новой религиозной политике 39
2.3 Изменение жизни московской епархии в годы «великого десятилетия 50
Глава 3. Гонения на Русскую православную церковь в контексте изучения политической истории хрущёвской «оттепели» учащимися средней школы 65
Заключение 78
Список литературы 81
Список литературыИсточники
Центральный государственный архив Московской области:
Ф. 7383. (Фонд уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Московской области)
Оп. 1. Д. 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 17, 23, 29.
Оп. 5. Д. 1, 2, 3, 5, 6, 16, 25, 26, 27, 28, 30, 33, 34, 36, 38, 40, 44, 50.
Федеральный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/.
Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 1998.
Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». 7 июля 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: 1985. Т. 8.
Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». 10 ноября 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М. 1985. Т. 8.
Постановление Совета министров СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» от 16 октября 1958 года N 1160 // Законодательство о религиозных культах: сборник материалов и документов. - М.: Юридическая литература, 1971.
Постановление ЦК КПСС «О журнале «Наука и религия». 5 мая 1959 г. / Вопросы идеологической работы. - М.: 1961.
Постановление ЦК КПСС «О популярном учебном пособии «Вопросы атеизма». 15 февраля 1960 г. / Вопросы идеологической работы. - М.: 1961.
Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». 9 января 1960 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: 1972. Т. 7.
Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах». 13 января 1960 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: 1972. Т. 6.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История Росси. XX - начало ХХI века. 9 класс» — М.: Просвещение, 2015.
Мы наблюдаем попытки оценки и анализа проявлений народной религиозности. Упомянутые сведения содержатся в докладной записке на имя председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова, составленной уполномоченным по Москве и Московской области А.А. Трушиным. «Действующие церкви, как в Москве, а также и в области были сильно переполнены присутствующими, а в подавляющем большинстве народ находился в пределах ограды и прилегающих к церкви улицах, и переулках. Так, например, в 6-ти церквах гор. Москвы с примерной вмещаемостью 200–700 чел., присутствовало от 1000 до 2000 человек, в 5-ти церквах с вмещаемостью от 700 до 1000 чел., присутствовало от 2000 до 3000 чел., в 5-ти церквах с вмещаемостью от 1000 до 1500 чел., присутствовало от 3000 до 5000 чел., в 3-х церквах с вмещаемостью от 1500 до 2000 чел., присутствовало от 3000 до 6000 чел., в 11-ти церквах с вмещаемостью от 2000 до 3000 чел., присутствовало от 5000 до 8000 чел.