Исследование страхов у обучающихся подросткового возраста
ВведениеФеномен страха есть и всегда будет одним из самых актуальных вопросов, над которыми бьются ученые. Пока существуют люди, страх будет существовать вместе с ними.
Невозможно найти человека, который никогда не испытывал страха. Тревога, беспокойство и страх являются такими же неотъемлемыми эмоциональными проявлениями нашей духовной жизни, как радость, счастье, гнев, удивление и печаль.
Страх - это эмоция, знакомая каждому. Однако он оказывает на нас гораздо большее влияние, чем кажется. Это эмоция, которая оказывает значительное влияние на восприятие, когнитивные процессы и поведение человека. Сильный страх создает эффект "туннельного восприятия", который серьезно ограничивает свободу восприятия, мышления и выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу действий человека.
Эмоция страха возникает, когда человек попадает в ситуацию, которую он воспринимает как опасную для своего душевного спокойствия или биологического и социального существования.
Содержание
Введение 3
Глава1. Подростковые страхи. 5
1.1 Понятие «страх» 5
1.2 Виды, признаки и причины страхов в подростковом возрасте. 8
Глава 2. Исследование подростковых страхов. 15
2.1 Исследование: методы и этапы. 15
2.2 Анализ результатов. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21
СПИСОКЕ. П. Ильин Психология страха // изд. «Питер», 2017
Абдугалимова С. А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными ориентациями: Автореф. дис…. канд. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
Абдугалимова С. А. Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти // Вестник социально-педагогического института. 2012. № 2.
Айке Д. Страх // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
Акопян Л. С Диагностика детских страхов и тревожности: Методиче-ское пособие. Самара: РЕКЛАМА СНЦ РАН, 2006.
Алексеева Е. Е. Страхи педагогов // Психология здоровья (школьный возраст). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 304–305.
Алхазишвили А. А. Индивидуальные типы установки в стрессовой си-туации и степень тревожности // Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Изд-во Тбилисского унта, 1976. С. 260–266.
Амбарова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность и стратегии преодоления // Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-общественные и экономиче-ские науки. 2013. № 1 (63).
Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в кон-тексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2009.
Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск: Академия, 1991.
Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 111–117.
Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.
Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога. Теория и практика. М.; Ижевск, 2002.
Баринов Д. Н. Тревога и страх: историко-философский очерк // Психо-логия и психотехника. 2013. № 3.
Башкина Ю. Д., Посохова С. Т. Личностный смысл чувства риска у подростков // Ананьевские чтения-2007: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
Боровой Е. М. Страх и социальное бытие человека: Автореф. дис…. канд. наук. Новосибирск, 2006.
Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.
Природные фобии: смерти, темноты, болезни
1. Смерти. Все психологи сходятся во мнении, что ведущим страхом, возникающим у подростков, является страх смерти родителей. Причем уже в младшем школьном возрасте опасения за жизнь матери и отца начинают превалировать над страхом собственной смерти. Узнать о терзаемых подростка скрытых чувствах родителям очень сложно. Дело в том, что в этом возрасте они не пытаются избавиться от страхов, а стараются их скрыть. А попытки самостоятельно преодолеть страх собственной смерти часто заканчиваются плачевно. Дети неоправданно рискуют собственной жизнью, пытаясь контролировать это чувство.