Технология обследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать диплом с рассмотрением технологий обследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2024
Объем файла
99 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Одной из самых значимых проблем дошкольного образования в настоящее время является увеличение числа детей, страдающих речевыми нарушениями, в том числе общим недоразвитием речи (ОНР), при котором наблюдаются недостатки развития всех компонентов речевой системы. Под общим недоразвитием речи по определению Р.Е. Левиной (сформулированном совместно с коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать «...такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи» [22].Дети с общим недоразвитием речи представляют собой особую категорию, в которой слух детей сохранен, интеллект изначально не нарушен, но существуют значительные речевые дефекты, которые влияют на формирование высших психических функций детей.

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы обследования лексической стороны речи в психолого-педагогической и специальной литературе.……………..……..……….....6
1.1. Понятие «лексическая сторона речи» в современной литературе.……..….…….6
1.2. Онтогенетические закономерности развития лексической стороны речи……..16
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2. Особенности обследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР…..………………………………………………………22
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………….……….…………..….….……...22
2.2. Характеристика лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………………..….………28

2.3. Анализ методик обследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………...……………………………………..33
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...38
Список использованных источников……………………………….…………………41

Список использованных источников
Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - М., 1998. – 227 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет [Текст] - М. 1999. - 317 с.
Ванюхина Г.А. Принцип языкового филогенеза в организации артикуляционных игр младших дошкольников [структура речевого онтогенеза] [Текст] / Г. А. Ванюхина // Логопед. -2005. -№2,3,4.
Волкова Г.А. Методики психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] - С.- Петербург: Детство - Пресс, 2003. – 242 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Владос, 1961. – 312 с.
Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. [Текст] Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В Уфимцева. -М.: Per Se, 2001. - 222с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]. - М., 2001. – 312 с.
Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. [Текст]. М., 1961. – 341 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [речевой онтогенез] [Текст] / Предисл. Р.Г. Котова, А.И. Новикова - М.: Наука, 1982. - 157с. .
Жукова Н.С. Отклонение в развитии детской речи [Текст] - М., 1994. – 214 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение 1990. – 284 с.
Залевская А.А. Теоретические основы исследования специфики единиц лексикона и принципов его организации (исходные положения) [речевой онтогенез] [Текст]// Залевская А.А. - М.: Просвещение 2010. – 274 с.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 312 с.
 

От трех до четырех лет усваивается родительный падеж с предлогом «по» для образования предела: «до леса», с предлогом «вместо». К пяти годам дети не только правильно произносят, но и различают все формы родного языка.
Дети, употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательного с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции. Достаточно свободно пользуются согласованием числительных и существительных. Характерным для нормы является то, что в случае неправильного употребления грамматической формы достаточно небольшого обучающего момента (дать правильный образец), и ребенок произносит нормативную грамматическую форму.
Таким образом, развитие речи ребенка представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные аспекты.