Коррекция нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Речь - это не только средство общения, но и способ развития мышления, усвоения новых знаний и умений. Ребенок не рождается с готовой речью, она формируется в процессе его жизни в обществе. Для развития речи у детей очень важна роль родителей и окружающей среды. Родители должны общаться с ребенком, читать ему книги, играть с ним в игры, задавать вопросы и поощрять его ответы. Важно также обеспечить ребенку доступ к качественному образованию и разнообразным информационным источникам. Кроме того, существует множество методик и программ для развития речи у детей, которые могут использоваться в садах, школах и дома. Они включают в себя упражнения на развитие фонематического слуха, лексики, грамматики и дикции. Важно выбирать подходящие методы и программы, учитывая возраст и особенности каждого ребенка. Таким образом, развитие речи у детей - это важный процесс, который требует внимания и заботы со стороны родителей, педагогов и окружающей среды. Хорошо развитая речь не только пом
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ……. 7
1.1. Закономерности развития грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста в норме ………………………………..….. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня ………………...………………..… 12
1.3. Характеристика особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТОРЯ РЕЧИ У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ……………………... 23
2.1. Основные принципы, цель, задачи и методика констатирующего эксперимента ……………………………………………………………… 23
2.2. Сопоставительный анализ результатов обследования грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня ……………………………………………. 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ……………… 40
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня ……………….... 40
3.2. Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у младших школьников с ОНР III уровня… 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….............. 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимова Н.П. Обучающие и развивающие игры : 1-4 кл. М., 2004. 44 с.
Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. M. ; Л., 1935. 207 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.. 2007. 472 с.
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949. 268 с.
Грибова О.Е.. Клячко А.А. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся с речевыми нарушениями // Дефектология. 1986. № 4. С. 55-60.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : кн. для логопеда. М., 1996. 143 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001. 336 с.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып. М.. 2009. Вып. 5. 119 с.
Жукова Н.С.. Мастюкова Е.М.. Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей : кн. для логопедов : учеб. пособие. Екатеринбург, 2011. 316 с.
Зикеев А.Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии // Дефектология. 2004. № 6. С. 3-10.
Калягин В.А., Овчинникова Т. С. Логопсихология : учеб. пособие. М., 2006. 320 с.
Коррекция нарушений речи программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина. М.. 2016. 204 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя). СПб., 1999. 160 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2013. 488 с.
Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л.С. Волкова [и др.] ; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2008. 701 с.
Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. Кн. 5
12. Замена общих понятий частными, например, воробей - птичка. И наоборот, когда общим называют множество предметов: бибика - это машина.
Дети способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.
Характеристика детей:
Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.
При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:
Анамнез, наследственность. опрос родителей, анализ записей из амбулаторной карты ребенка;