Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Введение
Актуальность исследования. Изучение внимания детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из самых актуальных направлений исследования, так как внимание является одним из самых важных показателей при оценке психического развития детей дошкольного возраста, процессе социализации.
При клинических и психологических обследованиях детей с задержкой психического развития зачастую обнаруживается нарушение произвольного внимания. Ни одно психическое явление невозможно без связи с процессом внимания, в связи с этим значение внимания представляет высокую ценность в процессе развития всех психических процессов. Для педагога особенно важно значение развития свойств внимания для успешной воспитательно-образовательной деятельности, особенно детей с задержкой психического развития.
Вместе с наступлением старшего дошкольного возраста детей, постепенно происходит подготовка к переходу ведущего вида деятельности: от игровой к учебной. Ученые отмечают, что от внимания
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………7
1. 1. Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, как проблема исследования в психологии..71.2. Становление развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………9
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития11Выводы по первой главе………………………………………………………19
Глава 2. Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……..21
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………….21
2.2. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………..26
Выводы по второй главе ………………………………………………………36
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития393.1. Научно-методологические подходы коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития..393.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………...46
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………51
Список литературы
Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
Айзенберг Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. Дисс.канд. псих наук. М.:1986.160 с
Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / О.В. Алмазова. Дисс..на соискание ученой степени кандидата наук. Екатеринбург, 1997. 222 с.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. М.: Просвещение, 1996. 205 с.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для педагога-психолога / Н.В. Бабкина. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология, 2006. № 4. С. 38-45.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 2015. С. 194-196.
Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой нау
ой психического развития приводит к трудностям в обучении, неготовности детей к школе, искажению социализации ребенка.
4. Изучение состояния внимания осуществлялось и осуществляется многими отечественными и зарубежными учеными. Глубокая теоретическая заинтересованность данным психическим процессом обусловила многообразие теоретических трудов об явлении внимания.
5. Основными свойствами произвольного внимания являются: объем, устойчивость, концентрация и распределение. На основе изученного материала к функциям внимания можно отнести: избирательность, целенаправленность и активность.
6. Низкий уровень формирования внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и обуславливает в дошкольном возрасте многие трудности мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте постепенно усиливается роль произвольности в процессах внимания. К старшему дошкольному возрасту наблюдается существенный скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной рег