Изучение проблемы формирования читательского кругозора младших школьников
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время можно наблюдать снижение интереса современных школьников к чтению в целом. Изменились и источники получения массовой информации. Все чаще подростающее поколение с самых ранних лет начинает пользоваться сетью Интернет, а чтение сказок сменяется просмотром мульфильмов, домашние библиотеки стали редкостью в наше время – их место заняли компьютерные игры. Это является лишь одной из причин. Исходя из этого, дети перестали интересоваться доступной классической литературой.
Еще одним, влияющим на детское чтение, фактором является увеличение численности неблагополучных семей, в которых родители пускают на самотёк не только воспитание своих детей, но и ставят под угрозу их здоровье и даже жизнь. В образовательных учреждениях можно заметить слабую составляющую целенаправленность развития читательского кругозора учащихся.тательская самоИсходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вопрос формирования читательского кругозора ре
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое основы формирования читательского кругозора младших школьников во внеурочной деятельности………………………….....6
1.1 Исследования понятия читательского кругозора …………………………....6
1.2 Особенности развития читательского кругозора учащихся на начальной стадии обучения…………………………………………………………….11
1.3 Внеурочная деятельность как часть системы развития читательского кругозора………………………………………………………………………16
Глава 2. Методология и методы исследования…………………………………..24
2.1 Этапы организации исследования и обоснование выборки……………….24
2.2 Методологические подходы и принципы…………………………………..25
2.3 Методы и методики исследования……………………………………………26
Глава 3. Анализ данных эмпирического исследования………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………47
Приложение ………………………………………………………………………...52
Список литературы
Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: пособие для учителя. [Текст] / Бушнина Е.И. М.: Просвещение, 2017. с. 159
Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал.— М.:5 за знания, 2006.— 160 с.— (Методическая библиотека).
Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. [Текст] / Выготский Л.С. М.: АСТ, 2016.
Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий [Текст] / О.В. Джежелей. –М.: Дрофа, 2005.
Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников: учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. [Текст] / Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Москва: 47 РШБА, 2016. 328 с.
Казаринова, С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска. [Текст] / С.В. Казаринова. – Новосибирск, 2015. – С. 6–34.
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. [Текст] / В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе. [Текст] / П.И. Леонова. – М.: Просвещение, 1980
Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта. [Текст] / Лифинцева Н.И. Начальное образование. – 2004. – № 3. – 10-15с
Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. [Текст] / Н. П. Локадова. – М.: Исходная школа, 2007. – 35 с.
Лутова, Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников. [Текст] / Т.Н. Лутова. Н.Новгород: Просвещение, 2009. – 124 с.
Мальцева К.В., Борисова М.Н. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе [Текст] / К.В.Мальцева. – М.: Просвещение, 1982.
Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки
Стоит предложить учащимся содержать данный уголок в порядке: правильно разложить книги по тематическим жанрам, а внутри каждой темы по алфавиту или ее авторам. Дети могут использовать данные книги при организации литературной выставки.
Еще одним методом в качестве организации детского внеурочного чтения могут быть использованы литературные игры. При проведения таких игр, главная задача педагога показать разнообразие изучения того или иного художественного произведения. Чаще всего учителя применяют данный метод организуя различные викторины, творческие турниры, конкурсы, квесты и так далее. [1]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при формировании и развитии детского читательского кругозора очень важно учитывать наличие таких факторов как вовлеченность педагога и семьи в организации условий, влияющих на формирование данного процесса, а также наличие разнообразия форм и методов проведения внеурочных занятий.
Прави