Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье человека – одно из главных общечеловеческих ценностей, и крайне важно развивать позитивное отношение к нему с самого раннего возраста. Формирование ценностного отношения к здоровью у младшего школьника является важным аспектом его развития. Это позволяет ему формировать здоровый образ жизни, уважать свое тело и здоровье, а также помогает в противодействии различным рискам. Однако не все младшие школьники формируют правильные ценности и принципы в отношении здоровья.
В настоящее время формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников рассматривается как одна из приоритетных целей образования и воспитания, что подтверждается рядом законодательных документов Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Ст
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….8
1.1. Сущность проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников в научной литературе……………………8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников………………………………19
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников………………………….....26
Выводы по первой главе………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..38
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников……………………………………………38
2.2. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности и анализ полученных результатов……………………………………………………….41
Выводы по второй главе……………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов Н.М. А 62 Раздумья о здоровье.— 3-е изд., доп., перераб .— М .: Физкультура и спорт, 1987.— 64 с., ил.— (Физкультура и здоровье).
2. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культуры здоровья» в области профессионального физкультурного О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. – 2003 – № 1 – С.28-35.
3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для педагогов (ФГОС) / М.М. Безруких, А.Г. Макеев, Т.А. Филиппова [Текст]. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2014.
4. Безруких, М. М. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Новые исследования. – 2014. – № 3(40). – С. 4-19. – EDN TRMHRR.
5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А.Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. – Москва: Наука, 1990 – 494 с.
6. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. – Москва: Физкультура и спорт, 1990 – 208 с. – URL: // https://scibook.net/page/brexman/ist/ist-8--idz-ax245--nf-13.html
7. Буганов, А. А. Экологические риски отношения здоровья в Ямальском регионе /А.А. Буганов. – Москва: Спутник, 2014 – С. 3-8.
8. в области физической культуры. О профессиональной компетентности
9. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования/ А.А. Вербицкий // Высшее образование в России.– 2010 – № 5 – С. 32-37.
10. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Воднева Елена Викторовна. – Смоленск, 2003. – 28 с.
11. Выготский Л.С. В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии). https://www.studmed.ru/view/vygotskiy-lev-psihologiya-razvitiya-cheloveka_f7dcd06c79b.html
12. Громбах, С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся /С.М. Громбах
По Д.А.Фарбер: «Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями. Наблюдая за непосредственными реакциями ребенка, можно составить представление о многих сторонах его психической жизни – основных интересах, потребностях, эмоциональном тоне, особенностях восприятия и внимания. Уже простое наблюдение показывает: внимание по- разному проявляется у одного и того же ребенка- то он легко отвлекается, переключаясь с одного предмета на другой, то так бывает захвачен какой-то деятельностью, что перестает реагировать на окружающее». Если такие характеристики внимания, как объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость, сильно выражены, то они «хороши» при соответствии особенностям той деятельности, в которую ребенок вовлечен по собственной инициативе, либо которая предложена ему взрослыми или сверстниками. При таком соответствии именно внимание