Проектирование работы социального педагога с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные вызовы и потребности общества требуют существенной модернизации системы образования. Для эффективной организации образовательного процесса и педагогической деятельности в целом необходимо применять комплексный подход. Один из инновационных подходов, соответствующий общей концепции образовательного стандарта в нашей стране, - компетентностный подход.
В специальном образовании, где основными задачами являются социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и их успешная интеграция в общество, формирование и развитие социальной компетентности приобретает особую значимость. Этот аспект активно изучается и разрабатывается такими учеными, как Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин, Л.М. Шипицына, И.М. Яковлева и другими. Социальная компетентность является важной составляющей процесса социализации, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Оглавление
Введение 3
Используемые сокращения 7
Глава 1. Теоретическое обоснование программы работы социального педагога с детьми дошкольного возраста нарушениями речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.2. Проблемы проектирования программ для детей дошкольного возраста с нарушениями речи (описание программ) 15
Глава 2. Обоснование программы изучение социальной компетентности у дошкольников с нарушением речи. 18
2.1. Обоснование программы работы социального педагога с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи 18
2.2. Программа работы социального педагога с детьми дошкольного возраста нарушениями речи 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. И ЛИТЕРАТУРЫ
Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 2002. - 364 с.
Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд. пед. наук - М., 1998 -16 с.
Ахутина Т.В., Полонская H.H., Пылаева Н.М., Цветкова JI.C. Исследование диалогической речи у больных с афазией //Дефектология. - М., 1987.- №5. - С. 23 - 27.
Бабаева, Т.А. Условия социально-эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве / Бабабева Т.А. // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 154 с.
Белкина, В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие / В.Н. Белкина. - Ярославль: Изд - во ЯГПУ им К.Д. Ушинского. - 2004. -201 с.
Бодалев, A.A. Личность и общение: избранные психологические труды. /A.A. Бодалев. М., 1995. - 279 с.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: ИПП, 1996- 352с.
Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии; коммуникативная дифференциация личности - СПб, КАРО. 2005. - 280с.
Боровых, Т.Н., Управление инновационной деятельностью ДОУ в условиях реализации проекта / Т.Н. Боровых // Управление ДОУ. - 2007. - №6.Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - М.: Аргус, 1994. - 208
Венгер, АЛ. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /JI.A. Венгер // Вопросы психологии. 2001. - №3. - С. 17 - 26.
Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Наши книги, 2008. - 112 с.
У детей снижена вербальная память, страдает производительность запоминания, т.е. они забывают трудные инструкции, элементы и последовательность заданий, при сравнительно сохранной смысловой, логической памяти. Белкина В.Н., [6] Гурова В.Н., [18] представили итоги исследования психических функций в работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью».
При визуальном узнавании предмета в сложных условиях дети с общим недоразвитием отвечали нерешительно, допускали отдельные ошибки в опознании, им требовалось большее количество времени для принятия решения. При выполнении задачи «сравнивание со стандартом» они применяли элементарные формы ориентировки, почти не использовали метод зрительного соотнесения. Таким образом, зрительное восприятие у детей с ОНР сформировано неудовлетворительно.