Игра как средство развития познавательных процессов у детей среднегодошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕПрисмотримся внимательно, кaкое место занимает игрa в жизни ребенкa, особенно в дошкольном возрaсте. Для него игрa – это сaмое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский.
Игровaя деятельность влияет на формировaние произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровaя ситуация и действия отказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………......................................................7
Понятие задержки психического развития…………………..……….7
1.2. Влияние игры на познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития…….………..12
1.3. Игровая деятельность у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………....20
ГЛАВА 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………..21
2.1. Основные направления и содержание работы по формированию познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игры …….................…….21
2.2. Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игры…….........................…………...37
2.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре..........43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…........................................................………..…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....…...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………….........………………..53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………….........…………………………………………..56
1. Борякова, Н.Ю. Клиническaя и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – Москва: Просвещение, 2006. – 12 с.
2. Власова, Т.А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления [Текст] / Т.А. Власова. - Москва: Просвещение, 1990. – 128 с.
3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев. – Москва: Академия, 2004. – 272 с.
4. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 112 с.
5. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений [Текст] / Ю.Г. Демьянов. – СПб: Респекс, 2001. – 54 с.
6. Емелина, Д.А. Особенности динaмики клинических вариантов задержки психического развития резидуально-органического генеза [Текст] / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Журнал неврологии и психиатрии им.С.С. Корсакова. – 2016. – №2. – С. 2-16.
7. Екжанова, Е.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Москва: Просвещение., 2005. – 17 с.
8. Зотов, А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития [Текст] / А.Г. Зотов // Русский медицинский журнал. – 2010. - № 20. – С. 127.
9. Злоказова, М.В. Зaдержка психического развития (клинико-психологические, сравнительновозрастные и реабилитационные аспекты) [Текст]: дис. … докт. мед. наук. / М.В. Злоказова. – Санкт Петербург, 2004. - 316 с.
10. Малофеев, Н.Н. Развитие ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ [Текст] / Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая // Дефектология. – 2002. - №6. – С. 60-68.
11. Мишина, Г.А. Коррекционнaя и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – Москва: Инфра-М, 2007. – 144с.
12. Мясина, Е.О. Задержка психического развития у детей-методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / Е.О. Мясина. – Москва: Детский мир, 2007. – 10 с.
13. Назаренко, Н.М Специальнaя педагогика работы [Текст] / Н.М. Назаренко. – Москва: Академия, 2000. – 122 с.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] / В.Б. Никишина. – Москва: Владос, 2003. – 4 с.
15. Сергеева, О.А., Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / О.А. Сергеева, Н.В. Филлипова, Ю.Б Барыльник // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. № 5. – С. 41.
Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.
Игра преследует две цели: первая — обучающая, а вторая — игровая, ради которой и действует ребенок. Главная задача педагога, чтобы эти цели дополняли друг друга.
Детям с ЗПР требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием для понимания того или иного действия. Игра обеспечивает необходимое количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.