Экологическая квест-игра как средство формирования представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста
ВведениеВ настоящее время экологические проблемы в современном обществе вышли на первое место. В самых разных странах мира навсегда исчезли некоторые виды животных, а многие представители животного мира оказались на грани исчезновения. Ученые доказали реальный ущерб, наносимый животному миру в результате загрязнения окружающей среды, изменения среды обитания животных под воздействием культурного, экологического, рекреационного освоения, истощения, а также неконтролируемого промыслового лова рыбы и охоты без учета охраны и воспроизводства животного мира. Безусловно, важнейшими факторами решения экологических проблем должны стать образование и воспитание, которые предусматривают постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ, начиная с дошкольных учреждений.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста. …………………………………………………………….4
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических квест-игр. …………………..4
1.2. Особенности организации и проведения экологических квест-игр с детьми старшего дошкольного возраста. …………………………………………14
1.3. Влияние экологических квест-игр на формирование представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………37
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………46
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством экллогических квест-игр ……………48
2.1 Выявление исходного уровня сформированности представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..48
2.2 Разработка методических рекомендаций по формированию представлений о многообразии животных родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических квест-игр ………………….62
2.3 Анализ результатов опытно-исследовательской деятельности. ……….73
Выводы по 2 главе …………………………………………………………….82
Заключение …………………………………………………………………….83
Список использованной литературы ………………………………………...85
Приложение ………………………………………………………………
Список использованной литературыАбахова, А. В. Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников / А. В. Абахова. // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 113-115.
Абашина, А.Д. Современная социальная ситуация развития ребенка и способы ее преобразования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2017. - № 7. - С. 2541.
Абуков А. Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии //Знание. – 2016. – №. 11-3. – С. 51-57.
Акимова В. А. Использование квест-игры в экологическом образовании младших школьников //Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2021. – С. 111-114.
Акулич М. Н., Кононенко И. О. Формирование познавательной активности младших дошкольников через игровые методы //Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. – 2016. – С. 48-51.
Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013. – 48 c.
Афонина Ю. В., Ханова Т. Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников //Перспективы науки и образования. – 2017. – №. 6 (30). – С. 66-69.
Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. – М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с.
Буданова Е. А., Селиванов В. М., Долгушин А. М. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 2. – №. 4 (60). – С. 79-82.
Варшава, Б. Е. Психологический словарь / Б. Е. Варшава и Л. С. Выготский ; вступительная ст. А. А. Шевцова ; Заповедник народного быта (г. Иваново). - Санкт-Петербург : Тропа Троянова : Роща Академии, 2008. - 255 с.
Дети со средний уровнем – 43% имели небольшие затруднения в классификации животных, классифицировали 2-3 вида животных. Затруднялись в определении таких птиц как дятел, синица. 21,7 % детей узнали и назвали сову, лягушку и жабу. Больше трудностей дети всех уровней испытывали с таким земноводным как тритон. Например, Ш.П: Я не знаю, что это за животное тритон, я думал, что это змея.
Дети с низким уровнем – 22% с большими затруднениями классифицировали животных. Путали насекомых и земноводных животных. 4,3% детей отнесли земноводных животных (жабу, лягушку, тритона) к насекомым. Например, Д.С: я не знаю, что общего у лягушки и кузнечика, наверно они похоже тем, что прыгают высоко и оба зеленого цвета. Не знают названия рыб.