Формирование позитивной мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с нарушениями речи
ВведениеВ период детства дошкольного возраста происходит интенсивное формирование мотивационной сферы, в которой выделяется особенно важный познавательный мотив. С этим мотивом связываются специфичные интересы, характерные для старших дошкольников, которые проявляют значительную умственную активность и стремятся к самостоятельному решению задач. Однако, не все дети в равной мере обладают выраженной познавательной мотивацией и активностью в этом возрасте.
Чтобы понять, как развивается мотивация в дошкольном возрасте, отечественные психологи, включая И.В.Дубровину, Е.И.Захарову, В.Д.Шадрикова и других, изучают психологическую готовность ребенка к школе. Это позволяет педагогам и родителям более осознанно формировать интерес и умения ребенка, которые не всегда сопряжены с развитием его знаний.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы формирования мотивации старших дошкольников к занятиям с логопедом 7
1.1 Мотивация как психическое явление 7
1.2 Роль мотивации и особенности ее формирования у старших дошкольников с нарушениями речи 12
1.3 Современные требования к организации работы учителя-логопеда в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 19
2. Экспериментальное исследование возможностей формирования позитивной мотивации старших дошкольников к занятиям с учителем-логопедом 27
2.1. Диагностика мотивации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 27
2.2 Реализация программы по формированию мотивации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством метода проектов 38
2.3. Контрольный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованных источников1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. [Текст]-М.: Академический проект,2006. -702 с. ISBN 5-902766-13-3.
2. Алешина С.Г. «Работа логопеда в условиях ФГОС ДО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://niidpo.ru/news/9753. Алтунина И.Р. Развитие мотива и мотивации достижения успехов и избежания неудач у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - 2016. № 2.
4.Алтунина И.Р. Возрастные особенности структуры мотивации социального поведения детей // Мир психологии. - Научно-методический журнал, Москва, Издат.-во МГОУ, 2015. №2. С. 24-26.
5.Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9-¬11 лет). – Курск, 2011. – 78 с.
6.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. [Текст]-СПб.: Речь,2005.-128 с. ISBN 5-9268-00355-1.
7. БибрихP.P. Психология мотивации. - Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 2008. №2. С.75 - 87.
8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 25-28.
9. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие [Текст]-СПб.,2002.-112с. ISBN 5-89814-177-4.
10. Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 2014. №1. С. 23.
11. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. – М.: Наука, 1988. – 238 с.
12. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /П. Я. Гальперин. – М.: Наука, 1985. – 266 с.
13. ГомелауриТ.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий. - В кн.: Личность и ее ценностные ориентации. - М., 2009. С. 100 -123.
14. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения / О. С. Гребенюк. – М.: Владос-пресс, 2006. – 258 с. 79
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И.
Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
В возрасте старшего дошкольника происходят существенные изменения в управлении деятельностью ребенка. В этом периоде происходит усиление произвольности поведения, хотя сложные волевые действия еще недоступны. Ключевым фактором развития произвольности у старших дошкольников является соподчинение мотивов, возникающее эпохальными изменениями в характере душевной жизни ребенка.
Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности, приобретают разное значение, что приводит к соподчинению. Некоторые мотивы становятся главными, имеющими ключевое значение, влияющими на ход деятельности, а другие уходят на второй план. Такое отборочное разделение мотивов, в основе которого лежит соподчинение, приводит к возникновению у старших дошкольников более произвольного поведения, а также к существенным изменениям в управлении деятельностью.