Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края в проектной деятельно
ВведениеЭкологическое образование сегодня становится особенно актуальным для
современного российского общества. В Федеральном законе от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье.
Дошкольный возраст является фундаментом конкретных экологических представлений дошкольников, поэтому очень важно, что бы дошкольники получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Проблема формирования экологический знаний у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах таких авторов как: С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.А. Комарова, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина и др. В трудах данных авторов подробно рассматривается содержание экологических знаний у детей дошкольного возраста, а также средств и методов их формирования.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края в проектной деятельности8
1.1Анализ психолог педагогической литературы по проблеме ознакомления детей с птицами родного края8
1.2 Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края
1.3Особенности организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста13
Вывод по главе 123
Глава 2. Особенности и апробирование на практике системы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края в проектной деятельности25
2.1Выявление исходного уровня представлений детей дошкольного возраста о птица родного края25
2.2Система ознакомления детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края в проектной деятельности36
2.3 Выявление эффективности системы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с птицами родного края в проектной деятельности40
Выводы по второй главе48
Заключение50
Список литературы
прриложение
1. Большаков, В.Н. Сохранение биоразнообразия Земли как важнейшая проблема XXI века / В.Н. Большакова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. 2004. – №1. С. 93-100.
2. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу /А.И. Васильева. – Москва. АСТ, 2002. – 56 с.
3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет./ Н. Е. Веракса. Москва: Мозаика- Синтез, 2008.64 с.
4. Деревенцова, С. И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 7. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-proektnoy-deyatelnosti. (дата обращения:28.04.2023) –Текст: электронный.
5. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ /Е.С. Евдокимова Москва: Академия. 2019. 119 с.
6. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования/ И.Д. Зверев. – Москва : Знание, 1980. – 96 с.
7. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Е.И. Золотова. – Москва : Просвещение, 2018. – 159с.
8. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова // Начальная школа. 2004. № 2. С. 24 25.
9. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности / В.А Кальней // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 4. С. 21–26.
10. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Н.Г. Лаврентьева. Чита, Изд-во ЗабГПУ, – 2021. – 219 с.
11. Мандель, Б. Р Основы проектной деятельности : учебное пособиедля обучающихся в системе СПО. и Берлин : Директ-Медиа, 2018. 293 с.
12. Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся/ Приходкина И.П. // сайт. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/638810/.(дата обращения:28.04.2023) –Текст: электронный.
13. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2022. – 336 с.
14. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. / С.Н. Николаева. Москва: Просвещение, 2014. – 208 с.
15. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. – Москва: БЕК, 2020. – 289 с.
16. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитаниядетей / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2003. – 32 с.
17. Пелепейченко, Е.С. Проектная деятельность в современной педагогике /Е.С. Пелепейченко// Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения:28.04.2023) –Текст: электронный.
18. Психология социология и педагогика. 2012. № 6 / URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения:28.04.2023) –Текст: электронный.
19. Романенко, О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей/ О.Г. Романенко, Л.И. Данилова, Т.В. Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).– Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. С. 60-62
20. Рыжова, Н.А. Экологическое образование ДОУ / Н.А. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2021. – 432 с.
21. Савенков, А. И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» /А. И. Савенкова // Директор школы. 2003. № 10. - С. 24–29.
В соответствии с третьим условием нашей гипотезы мы использовали разнообразные средства работы с детьми. Читали различные художественные произведения, например В. Даля «Ворона », А. Яшин «Покормите птиц зимой ». Разучивали стихи поговорки, например, В. Берестов «Птицы »; поговорки «Всякая птица своим пером гордится », «У каждой пташки свои замашки ». Отгадывали загадки про птиц.
Играли с детьми в различные игры, например, дидактические игры: «Что за птица? »; «Раздели птиц на перелётных и зимующих»;«Лишняя картинка»; «Угадай по описанию »; «Составь картинку из частей »; Пальчиковые игры: «Воробышки»;«Птенчики в гнезде»; подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры »; «Не боимся мы кота»; сюжетно -ролевая игра «Птички».
Проводили НОД по рисованию «Птицы нашего края » и НОД по лепке«Домик для птиц». Беседы на различные темы, например, «Названия птиц», «Птицы и птенцы », «Строение птицы » и т.д. Проводили эксперименты «Что дальше улетит? » и «Нефть и перья».
Давали домашние задания для совместной работы детей и родителей, например, изготовление скворечников, изготовление костюмов птиц для детей.
Таким образом, мы провели работу по ознакомлению старших дошкольников экспериментальной группы с птицами родного края в проектной деятельности. Для выявления успешности работы, нами проведена повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента.