Обучение рисованию умственно отсталых младших школьников с использованием нетрадиционных техник

Скачать диплом с рассмотрением особенности формирования навыков изобразительной деятельности и оценить эффективность применения нетрадиционных техник рисования в процессе обучения умственно отсталых младших школьников.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2024
Объем файла
5124 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Процесс формирования навыков изобразительной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью представляет особую значимость для олигофренопедагогики. Интерес к данной проблеме вызван из-за того, что изобразительная деятельность имеет коррекционно-развивающую направленность, стимулирует овладение техническими изобразительными навыками. Из этого следует, что в процессе обучения умственно отсталых младших школьников рисование имеет весомое значение.
На большой значимости занятий рисованием для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заостряли внимание в своих трудах О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, Ж. И. Шиф и др. Исследователи подчеркивают, что изобразительная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, умение отличать один цвет от другого, форму, величину и др. У обучающихся развивается самостоятельность, наблюдательность, формируется творческая личность. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения рисованию умственно отсталых младших школьников

1.1 Особенности изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников…………………….……………...…………...…………..7 

1.2 Содержательная и методическая сущность обучения рисованию умственно отсталых младших школьников………………….………………...14

1.3 Нетрадиционные техники рисования в практике обучения умственно отсталых младших школьников………………………………...………........…27

Глава 2. Экспериментальный  анализ сформированности навыков изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников 

2.1 Программа констатирующего эксперимента…………………………..…..36

2.2 Анализ сформированности навыков изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников…………………………..……......40

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию навыков изобразительной деятельности у умственно отсталых младших школьников с использованием нетрадиционных техник

3.1 Программа формирующего эксперимента……………………..……..…....45

3.2 Анализ эффективности применения нетрадиционных техник рисования при обучении рисованию у умственно отсталых младших школьников.........47

Заключение………………………..…….…...….………....……………….….....52

Список литературы………….…….…….…………...…..….……….……..……54

Приложение…………………….….……….…………………………………….62

Список литературы
Алентьева Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. - 2017. - С. 37-43.
Чернецова Т. С., Афанасьева О. В. Суть метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. - 2020. - №3. - С. 65-74.
Березина Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43649/
Богданова Ю. Е. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Ю.Е. Богданова. - Текст: электронный // Молодой учёный. - 2020. - № 47 (337). - С. 472-474. - URL: https://moluch.ru/archive/337/75230/ (дата обращения: 19.03.2021).
Былино М. В. Методические рекомендации по реализации программы «Изобразительная деятельность» / М. В. Былино // Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учеб-метод. Пособие для педагогов / И. К. Боровская [и др.]; под ред. Т. В. Лисовской. - Минск: Четыре четверти, 2008. - С. 338–386.
Великова С. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития детей с умственной отсталостью / С.А. Великова // Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью. 2018: материалы межрегион. Науч.-практ. Конф., Владимир, 27–28 сент. 2018 г. – URL: http://xn----btbdvaadvxujm6n.xn--p1ai/netcat_files/43/42/Velikova_S_A.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Мн., 2008. 500 с.
Горшкова М. В. Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС / М. В. Горшкова, О. И. Романова // Молодой ученый. - 2022. - № 5 (400).

Для разъяснения сущности и средств передачи простых пространственных явлений в рисунке обучающимся также полезно показывать соответствующие репродукции картин художников [10].
Во втором классе обучающиеся знакомятся с передачей зрительного изменения величины предметов в зависимости от их положения в пространстве (ближе, дальше). Разбирая их, дети усваивают простое правило: предметы, расположенные к нам близко, кажутся больше, удаленные – меньше [17; 33; 34].
При построении занятий педагог может использовать разные игровые методы и приемы обучения рисованию и их специфические особенности для привлечения или удержания внимания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для этого можно использовать разные атрибуты, обыграть изобразительные предметы (к примеру, «кисточка прыгает, как зайчик»), задействовать сказочных персонажей.