Мнемотехнология как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать диплом с рассмотрением рекомендаций для педагогов по практическому применению мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2024
Объем файла
4088 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1360 руб.
1700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста становится особенно актуальной и значимой. Отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения на зависимость от гаджетов и социальных сетей. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На данный момент образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь - очень редкое явление.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование и рассуждение. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития.
Многолетние исследования Т.А. Ткаченко показали, что дети старшего дошкольного возраста при развитии связной речи нуждаются в вспомогательных средствах. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Мнемотехнология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности использования мемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНОЛОГИИ 17
2.1. Выявления исходного уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Разработка интерактивного пособия «Мой маленький мир», посредством мнемотехнологии для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 466 от 3 июня 2013 г. [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html (Дата доступа 05.03.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
Книги (монографии, учебники, справочники и др.)
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. Алексеева, в.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2018. – 400 с.
5. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] / A.M. Бородич. - М.: Образование, 2018. - 255 с.
6. Ворошнина, Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст]: Автореф. дис на соиск. учен. степени канд. пед. наук: (13.00.01) / АПН СССР. НИИ дошкол. воспитания. - Москва, 2018. - 20 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2021. - 168 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2019. - 112 с.
9. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения [Текст]/ Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2018. - 166 с.
10. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2022. - 324 с.
 


3. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа [15, с. 8-9].
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка. Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
–таблица должна отображать обобщённый образ предмета;
–раскрыть сущность в объекте;
–замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.