Профилактика и коррекция затруднений младших школьников при обучении чтению и письму на основе нейропсихологического подхода
ВВЕДЕНИЕ
Проблема затруднений в освоении образовательной программы рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Ананьев Б.Г, Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Варгас, И.В. Дубровина, Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Н.П. Локалова, Р. И. Лалаева, Р. Е. и др.).
Современное состояние проблемы говорит о необходимости создания особых условий для развития личности обучающегося с целью преодоления затруднений в освоении образовательной программы (С.В. Алехина, Н.Н. Малофее). На данный момент разработана нормативно-правовая база [1], регламентирующая создание таких условий, где одним из условий является проведение коррекционно-развивающей работы с данной категорией учеников. Исходя из анализа научных исследований по проблеме коррекции трудностей в освоении образовательной программы младших школьников, можно выделить некоторые противоречия:
между потребностью общества в новых, эффективных формах работы с детьми, имеющими затруднения в освоении образовательной пр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАТРУДНЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 Понятие «затруднение» как психолого-педагогическая категория 7
1.2 Основы нейропсихологического подхода 10
1.3 Нейропсихологический подход к понимаю природы учебных затруднений у младших школьников и их коррекции 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ 26
2.1 Организация, методы, методики и результаты эмпирического исследования затруднений младших школьников при обучении чтению и письму 26
2.2 Описание программы нейропсихологической профилактики и коррекции затруднений при обучении чтению и письму 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/8a2ef3d550b182b12707927d61572a4cb473aa03/ (Дата обращения 22.12.2022)
2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) [Электронный ресурс] // СПС. – КонсультантПлюс: Законодательство: Версия ПРОФ., URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/1d5a331e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799/ (Дата обращения: 20.12.2022)
3. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения : нейропсихологический подход : учебное пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 320 с
4. Ахутина, Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет: монография / под ред. Т. В. Ахутиной. — 2-е изд. - Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 281 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1086326 (Дата обращения: 20.04.2023).
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования : учебное пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. — Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 59 с.
6. Балашова Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. 4-е изд. – М..Генезис, 2022. –2 40 с.
7. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – Москва :Эксмо, 2009. – 464 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов/ Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология : краткий курс /[Электронный ресурс] / Л.С. Выготский/ – Москва : Работник просвещения, 1926. – 348 с. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=386927(Дата обращения 16.04.2023)
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 6 : Научное наследство / Под. ред. М. Г. Ярошевского. — 1984. — 400 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 302 с.
12. Высоцкая С.И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /Высоцкая Светлана Ивановна – Москва , 1974. - 178 с..
13. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В.В.Гладкая. - Минск: Зорныверасень, 2008. - 112 с.
14. Глозман, Ж. М., Потанина,А. Ю., Соболева, А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.
15. Глебова Е.В. Нейропсихоло
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются тригерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности [40].
Третье направление основано на интегративном подходе. Развитие коррекционной работы на современном этапе приводит к созданию интегративных программ, где используются в той или иной мере приемы и методы нейропсихологической коррекции. К интегративн