Развитие моторной базы речевой деятельности у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе
ВВЕДЕНИЕ
В продуцировании речи выделяется сформированность ее моторной базы, нарушение работы которой является значимым фактором, влияющим на возникновение расстройств речи. Дисфункция подкорково-стволовых структур, нарушения в работе двигательного анализатора негативно сказываются на речевом развитии ребенка. Моторное развитие – это не только показатель состояния общей двигательной сферы, но и основа речевого развития ребенка. Н. А. Бернштейн писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями» [1, с. 17]. Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский писал, что, «будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации нарушения» [2, с. 114].
О вз
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ БАЗЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7
1.1 Характеристика понятия «моторная база речи» 7
1.2 Особенности развития моторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи 12
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В I КЛАССЕ 18
2.1 Методика проведения исследования состояния и уровня сформированности моторной сферы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе 18
2.2 Анализ результатов исследования состояния и уровня сформированности моторной сферы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе 22
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРНОЙ БАЗЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В I КЛАССЕ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ 30
3.1 Методические аспекты разработки содержания коррекционно-педагогической работы по развитию моторной базы речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе на коррекционных занятиях 30
3.2 Содержание учебно-методического обеспечения в форме рабочей тетради «Путешествие в страну моторики» для проведения коррекционно-педагогической работы по развитию моторной базы речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе на коррекционных занятиях 35
3.3 Оценка эффективности применения учебно-методического обеспечения в форме рабочей тетради «Путешествие в страну моторики» в ходе проведения коррекционно-педагогической работы по развитию моторной базы речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в I классе на коррекционных занятиях 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Библиографический список 54
Список публикаций студента 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Библиографический список
1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 496 с.
2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. – М. : Просвещение, 1983. – Т. 3. – С. 5–328.
3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. – 143 с.
4. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – 384 с.
5. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 319 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Педагогика, 1973. – 363 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
10. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I–IV классы) / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.
11. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика / В. В. Коноваленко. – М. : Гном-Пресс, 2000. – 142 с.
12. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 с.
13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – СПб. : МиМ, 1998. – 192 с.
14. Крупeнчук, O. И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй / О. И. Крупeнчук. – М. : Литера, 2008. – 218 с.
15. Шаховская, С. В. Логопедия: методические традиции и новаторство / С. В. Шаховская. – М. : МОЖД, 2003. – 336 с.
16. Сеченов, И. М. Очерк рабочих движений человека / И. М. Сеченов. – М. : Моск. Ун-т. – 1906. – 139 с.
17. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/textpage/ pavlov_pss_t3_kn2. – Дата доступа : 07.08.2022.
18. Большая психологическая
Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции) [4, с. 128].
В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе [23].
В возрасте 6–7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15–20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса. Во всех мышцах интенсивно растут сухожили