Разработка программы стратегического управления корпоративной культурой предприятия в условиях цифровой трансформации
Введение
Выбранная нами тема исследования затрагивает несколько актуальных сфер стратегического менеджмента, в частности, управление корпоративной культурой и цифровизацию (или цифровую трансформацию) бизнеса.
Цифровая трансформация бизнеса - неизбежный тренд, которому вынуждены следовать современные организации дабы поддерживать свою конкурентоспособность. В нашей стране существует несколько отличных друг от друга позиции по отношению к цифровизации, точнее сказать, есть несколько представлений о том, что именно подразумевает под собой цифровая трансформация бизнеса. Однако уже можно говорить о том, что цифровизация - один из главных трендов бизнеса нашего десятилетия.
Корпоративная культура имеет более долгую историю изучения, а также большое количество исследований фиксирующих прямую взаимосвязь эффективности бизнес-процессов организации и царящей в ней корпоративной культуры.
Таким образом, мы имеем в рассмотрении два актуальных тренда в менеджменте, которые тесно связа
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 4
Глава 1. Проблема управления корпоративной культурой предприятия в условиях цифровой трансформации ………………………………………… 7
1.1. Понятие корпоративной культуры ……………………………………… 7
1.2. Методы формирования и поддержания корпоративной культуры …. 9
1.3. Основные элементы корпоративной культуры ..…………………… 10
1.4. Функции корпоративной культуры …………………………………. 19
1.5. Роль корпоративной культуры в системе стратегического управления …………………………………………………………………………… 21
1.6. Проблема управления корпоративной культурой в российских организациях ………………………………………………………………… 23
1.7. Понятие “цифровой трансформации” и ее значение в современном мире ………………………………………………………………………… 24
1.8. Изменения в стратегическом управлении корпоративной культурой в связи с цифровой трансформацией бизнеса ………………………………. 35
1.9. Выводы ………………………………………………………………….. 48
Глава 2. Анализ управления корпоративной культурой исследуемого предприятия …………………………………………………………………. 50
2.1. Общий анализ организации, элементов ее корпоративной и цифровой культуры ……………………………………………………………………... 50
2.2. Исследование и анализ полученных данных …………………………. 54
2.3. Выводы ………………………………………………………………….. 62
Глава 3. Предложения и рекомендации по корректировке стратегии управления корпоративной культурой предприятия …………………… 64
3.1. Трансляция базовых элементов корпоративной культуры ………….. 64
3.2. Рекомендации по формированию принципов цифровой культуры в исследуемом предприятии ………………………………………………….. 66
3.3. Выводы ………………………………………………………………….. 69
Заключение …………………………………………………………………... 70
Библиографический список ………………………………………………… 72
Библиографический список
1. Апатова Н.В., Королев О.Л. ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-i-instrumenty-tsifrovoy-transformatsii-biznesa (дата обращения: 03.06.2023).
2. Богатырева М. Р., Егорушкова Ю. И. Методика формирования и поддержания корпоративной культуры // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 1-1. С. 43-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-i-podderzhaniya-korporativnoy-kultury
3. Вольф В. Л. Влияние корпоративной культуры на эффективную работу организации // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях. Санкт-Петербург, 2020. С. 104-108. URL: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD2020.pdf#page=104
4. Гаспарович, Е. О. Парович, Е. О. Корпоративная культура и социальная ответственность: диагностика, планирование, развитие : учебно-методическое пособие : в 2 частях. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 332 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77183/1/978-5-7996-2670-9%20_2019.pdf
5. Данилова Е. А., Жесткова С. А. Организационная культура высшего учебного заведения: теоретический аспект // Факторы консолидации современного российского общества. Пенза, 2019. С. 56-59. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/xoVpoO6qm6Ig.pdf#page=56
6. Докукина И. А., Полянин А. В. Методический подход к оценке кадрового потенциала на основе обоснования стратегических направлений развития // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 2. С. 54-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-otsenke-kadrovogo-potentsiala-na-osnove-obosnovaniya-strategicheskih-napravleniy-razvitiya
7. Душарина Е. Ю. Основные элементы корпоративной культуры // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1. С. 64-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-elementy-korporativnoy-kultury
8. Зайченко И.М., Горшечникова П.Д., Лёвина А.И., Дубгорн А.С. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение // Экономика и экологический менеджмент. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-biznesa-podhody-i-opredelenie (дата обращения: 11.06.2023).
9. Зинина Л.И., Прокофьева А.А. Развитие инструментов бизнес-аналитики в условиях цифровой трансформации // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2021. – № 2 (58). – С. 119.
10. Кипрушина Ж. А. Понятие и классификация корпоративных активностей // StudNet. 2021. Т. 4. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-korporativnyh-aktivnostey
11. Колесников А. В. Инновационные ценности как элемент корпоративной культуры организации // Организационно-управленческие и социокультурные инновации в развитии цифровой экономики и систем электронного образования.. Москва, 2019. Т. 2. С. 156-165. URL: https://bstudy.net/784116/ekonomika/innovatsionnye_tsennosti_element_korporativnoy_kultury_organizatsii
12. Кондрашкина И. И. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности компании // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С. 61-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-konkurentosposobnosti-kompanii
13. Лапиков А. В. Оценка цифровой
“В отчете «Россия 2025: от кадров к талантам» специалисты The Boston Consulting Group подчеркивают, что цифровизация – это использование потенциала online возможностей множеством контрагентов при совершении рыночных трансакций. Важно подчеркнуть, что для цифровой трансформации недостаточно только лишь наличия online ресурсов и технологий необходимо еще и формирование системы требований по их созданию и применению. Компания по исследованию рынка на основе подписки eMarketer дает определение цифровой трансформация как процессу, при котором отдельные предприниматели и топ-менеджеры используют преимущества применения информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности ведения бизнеса. Также, для изучения выбранной темы, интерес представляет определение цифровой трансформации, представленное В. Месропяном – руководителем проекта «Цифровая экономика Р