Социальная работа с инвалидами и членами их семей в образовательных учреждениях
Введение
Актуальность выпускной квалификационной работы определена тем, что образование инвалидов является важным социальным процессом, направленным на интеграцию в общество и социальную адаптацию этой категории людей. Получая образование, человек с инвалидностью повышает свои шансы на трудоустройство и улучшение своего материального положения. Образование дает возможность приобрести новые знания и навыки, которые могут быть полезными для профессиональной деятельности. Оно также помогает развивать личностные качества, такие как уверенность в себе, настойчивость, ответственность, терпение и дисциплина. Получение образования может также способствовать интеграции людей с инвалидностью в общество и повышению их самооценки и самоуважения [7]. При этом, работа с семьями инвалидов, получающих образование, очень важна. Именно семья дает человеку поддержу и опору, является первичным институтом социализации. Такой важный этап, как получение образования, является стрессовым и для самого учащег
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы социальной работы с инвалидами и членами их семей при оказании им образовательных услуг …………..…………………...7
1.1 Проблемы получения образовательных услуг для людей с инвалидностью ……………………………………………………………………………………...7
1.2 Особенности социальной работы с инвалидами и членами их семей в образовательном учреждении ……………………………………………..…12
2. Социальная работа в области оказания образовательных услуг инвалидам на примере Государственного автономного нетипового профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»………………………..………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности ГАНПОУ ЛО «МЦ СиТИ»………………………………………….....................................................18
2.2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения и источники финансирован………………………………….….23
2.3 Характеристика клиентов – потребителей услуг учреждения………..…..27
2.4 Особенности социальной работы, используемые специалистами учреждения в процессе образовательной деятельности ………...………….33
3 Совершенствование деятельности Мультицентра……………………...…41
3.1 Изучение потребностей семей воспитанников Мультицентра в социальной поддержке………………………………………………………41
3.2 Разработка проекта "Родительский чат"..……………….……………….49
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников………………………………………...…63
Приложения……………………………………………………………………...68
Список используемых источников
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / КонсультантПлюс / электронный ресурс /URL [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/] (дата посещения: 07.01.2023);
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) / КонсультантПлюс / электронный ресурс / URL [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/] (дата посещения 07.01.2023);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ / КонсультантПлюс / электронный ресурс /URL [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/] (дата посещения 07.01.2023);
4. Федеральный закон от 24.11 .1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 20.03.2023).
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 20.03.2023).
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 20.03.2023).
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 20.03.2023).
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
9. Приказ комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 19.06.2018 № 13 "О формировании и ведении Реестра поставщиков социальных услуг в Ленинградской области и Регистра получателей социальных услуг в Ленинградской области". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://npa.lenobl.ru/docs/government/view/57899/ (дата обращения: 20.03.2023).
10. Областной закон Ленинградской области от 30.10.2014 № 72-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4700201410310012 (дата обращения: 20.03.2023).
11. Постановление Правительства
2.2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения и источники финансирования
Актуальность исследования необходимости профессионального самоопределения людей с ограниченными возможностями здоровья отражается в международных правовых актах. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана оказывать адекватную помощь и поддержку инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и услугам, а также адаптацию учебных материалов, методик и технологий обучения [8].
Образовательная организация также должна предоставлять специализированное оборудование и технические средства, необходимые для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,