Логопедическая работа по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи детей было и остаётся актуальной проблемой нашего общества.
Под связной речью предполагается овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых норм и законов, т.е. овладение грамматическим строем речи, а также практическое умение последовательно, связно, полно, и понятно окружающим передать свои мысли, содержание рассказов или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, писать программные изложения и сочинения.
В своей работе Филичева Т.Б. поясняет, что существенные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – грамматического, лексического, фонетико-фонематического, недостаточной сформированностью как семантической (смысловой), так и произносительной (звуковой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и др.) приводит к дополнительным трудностям в овладении связной монологической речью [26;126]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИСЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 6
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 12
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 21
2.1. ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 21
2.2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 26
2.3.КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОНР 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 42
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.
2. Богатырева А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями //Проблемы современного образования. – 2013. - № 2. – С. 168-175.
3. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв./ Е.Д. Бурина. – СПб.: КАРО,2018. - 96 с.
4. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель// Учебно-методическое пособие.– М.: Астрель, 2005. – 127 с
5. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий « Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками струдностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В. Гладкая.- Мн.: ЗорныВерасок, 2015.- 112с.
6. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представленийо пространстве и времени: Методическое пособие./ О.В. Елецкая – СПб.:Речь, 2016. – 180 с.
8. Елецкая О. В. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классовобщеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. -2015. - №1(12). С. - 42.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. / Л.Н. Ефименкова– М.:ВЛАДОС, 2016. – 335 с.
10. Ивановская О.Г. и др. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие./О.Г. Ивановскя – СПб.: КАРО,2018. – 544 с.
11. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А.Каше. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 171 c.
12. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебнометодическое пособие. – М.: Астрель, 2016. – 158 с.
13. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академияразвития, 2016. – 128 с.
14. Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 103-108.
15. Ладошкина М.Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. –2017. - № 10. – Том 4. – С. 123-126.
16. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. –М.: АльнС, 2015. – 367 с.
17. Литвинова Г.В. Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный аспект) //Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. - № 2. – С. 66-71.
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. –М.:Владос, 2019. – 548 с.
19. Лысюк О. Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениямиразвития. - 2017. - №3. С. - 77 – 79.
20. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью// Логопед. – 2015. – № 3 – с. 4-11.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. –М.: Академия, 2017. – 640 с.
22. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / под. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, НИИ Школьныхтехнологий, 2018. – 140с
23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Ленанд, 2014. – 256 с.
24. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сборник методических рекомендаций / Авт.-сост.: Л.В. Лопатина и др. – М.: ФОРУМ, 2016.– 271 с.
25. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
26. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Либроком, 2019. – 256 с.
27. Макарова В.Н.,Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 80 с.
28. Методы обследования речи детей: пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти. 2013. – 240с.
29. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 96 с.
30. Милушкина Е.А. Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1480-1483.
31. Потебня А.А. Из записок о русской грамматике. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог. – М.: Красанд, 2010. – 320 с.
32. Сергеева О.А., Шульга А.В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 682-684.
33. Система языковая // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
34. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 320 с.
35. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. – М.: Гном и Д, 2017. – 128 с.
36. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. – М.: Институт языкознания РАН, 2016. – с. 252.
37. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2015. № 2 (14). С.8-13.
38. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2015. — 96 с.
39. Шведова Н.Ю. Русский язык. Избранные работы. – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 639 с.
40. Шерстова О.Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи // Образование в современной школе. – 2016. – № 1-2. – С. 20-21.
41. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983.
42. Доморацкая З.А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6- 7 лет / Под ред. Т.А. Ладыжинской. М.: Просвещение, 1979.
43. Корицкая Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с IIIуровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников. М., 1972.
44. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975.
45. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. М., 1979.
46. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Дефектология. № 4.2000.
47. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969.
48. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. М., Педагогика, 1978.
49. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975.
50. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
51. Нечаева О.Я. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1989.
53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1991.
54. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.
55. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. Айрис - пресс, 2006.
56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Самостоятельно разложили картинки и составили рассказ только 4 учащихся, 3 - картинки разложили со стимулирующей помощью, но рассказ составили самостоятельно, а 3 учащимся все же понадобились наводящие вопросы при раскладывании картинок и составлении рассказа.
Значительно уменьшились пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У учащихся рассказы больше не сводились к простому названию персонажей и их действий.
У большего количества учащихся рассказ соответствовал ситуации, имел все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. На контрольном этапе по сравнению с констатирующим улучшился критерий самостоятельного выполнения; учащихся, не справившихся с этим заданием, не осталось.