Профилактика агрессивного поведения у подростков методами физической нагрузки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние десятилетия феномен проявления агрессивного поведения стал объектом самого широкого научного и практического интереса. Агрессивное поведение людей можно наблюдать в различных возрастных группах. У детей это могут быть шалости и игры, у подростков различные споры, конфликты и драки, у взрослых от социально одобренных дискуссий, спортивных соревнований, до социальной патологи – войны, убийства, оскорбления, насилия, терроризма и др.
Особенности агрессивности подростков являются актуальными, поскольку подростки живут в сложном мире. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появление новых обязанностей, активного стремления к самореализации, подросток нач
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………9
1.1 Анализ понятий «агрессивное поведение», «профилактика» в научной литературе………………………………………………………………………..……9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков…...………..14
1.3 Коррекционные возможности методов физической культуры в работе с подростками………………………………………………………………………….20
Выводы по первой главе………………………...……………………………34
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………36
2.1 Анализ лучших практик использования физической культуры в профилактике агрессивного поведения…………………………………………….36
2.2 Характеристика диагностических методик направленных на агрессивное поведение старшеклассников……………………………………………………….40
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации и снижению агрессивности подростков методами физической культуры…………….……….48
Выводы по второй главе…………………………….………………………..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,2008. - 379 c.
2. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1980.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008. - 366 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и воспитания семейных отношений. Пер. англ. - М., 2009 - 512 с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003. - 316 с.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль - СПб., 2010 - 512 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2010. - 432 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2005. - 322 с.
9. Бэрон Р.А., Ричардсон Д.Р. Агрессия. - СПб.: Питер, 2010. - 194 с.
10. Вахромов Е.Н. Психологическая коррекция поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - № 4. - С. 39 - 51.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2004. - 548 с.
12. Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. - СПб.: Питер, 2002. - 214 с.
13. Заграфова Й. Проблемы агрессивности человека. Реферат - М., 2000 - 22 с.
14. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Издательство Союз, Лениздат. - 2000. - 346 с.
15. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. / Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - М. - Архангельск, 2003. - 236 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 294 с.
17. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский А.И. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - СПб.: Питер, 2007. - 338 с.
18. Клее М. Психология подростка. - М.: Просвещение, 2010. - 314 с.
19. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 2006. - 346 с.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 2
Многообразие решаемых коррекционно- развивающих задач позволило сгруппировать в следующие виды, которые применяются на уроках физической культуры:
-коррекция и развитие основных движений
-коррекция координационных способностей через подвижные игры;
-коррекция и профилактика нарушения осанки
-коррекция развития речи
Однако это деление носит больше теоретический характер, в практической работе строгих разграничений нет.
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех основных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Коррекционно-развивающие подвижные игры направлены на повышение двигательной активно