Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта
Введение
В настоящее время основными задачами педагога коррекционного об-разовательного учреждения являются развитие индивидуальных способно-стей детей, ключевых компетенций, умение применять полученные знания на практике, легко адаптироваться к современному миру. Одним из путей решения этих проблем является использование в учебном процессе современных педагогических технологий, позволяющих применять различные формы и средства обучения, повышать активность умственно отсталых учащихся. Любая технология имеет средства для активизации деятельности учащихся; в некоторых технологиях эти инструменты формируют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относятся игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных образовательных системах игра занимает особое место. И это определяется тем, что игровая деятельность очень созвучна характеру ребенка. Ребенок с рождения и до совершеннолетия уделяет большое внимание играм.
На современном этапе развития российского общества его стратегией является доступность молодежи к качественному и полноценному образова-нию в соответствии с их предпочтениями и интересами. И самое главное, независимо от материального положения семьи, места жительства, нацио-нальности и состояния здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в обучении детей с нарушениями интеллекта 7
1.1. Дидактические игры, их виды и значение 7
1.2. Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых обучающихся 12
1.3. Особенности проведения дидактических игр в начальных классах 16
Выводы по главе 1 21
2. Общие требования к руководству дидактическими играми 22
2.1. Методика организации дидактических игр 22
2.2. Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта 24
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Список используемой литературы
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - Москва: Просвещение, 2018. - 176 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - Москва: Педагогика, 2017. - Т. 3. - 368 с.
3. Глушко Л. Математические игры для первоклассников // Начальное образование. - 2014. - № 48. - С. 11 - 12
4. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
5. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 172 с.
6. Колосова Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 151 с.
7. Галасюк И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллек-та. Кураторство: учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 179 с.
8. Лебедева О. В. Особенности работы учителя-дефектолога 2–3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи: учебно-методическое пособие / О. В. Лебедева. — Санкт-Петербург: Антология, 2021. — 128 c.
9. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7–11 лет / О. Н. Яворская. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. — 96 c.
10. Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей школьного возраста с нарушениями интеллекта: учебное пособие / Е. А. Стребелева. — Москва: ПАРАДИГМА, 2018. — 256 c.
11. Зеленина Н. Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта: курс лекций. / Н. Ю. Зеленина. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 50 c.
12. Исмаилова И. С. Психологические особенности развития связной речи у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта: монография / И. С. Исмаилова. — Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2012. — 102 c.
13. Екжанова Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. Научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова О. А. Фроликова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2018. — 272 c.
14. Подвижные игры во внеклассной работе общеобразовательной школы / В. Ф. Мишенькина И. А. Рогов А. А. Гераськин О. С. Шалаев. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. — 108 c.
15. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие / А. П. Антропов В. Н. Вовк Е. Ф. Войлокова [и др.]; под редакцией С. Ю. Ильиной. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. — 410 c.
16. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 153 с.
17. Стебляк Е.А. Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие / Е.А. Стебляк.— 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018 - 344 с.
18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. — 2-е изд. (эл.) .— Москва: Ин-т общегуманит. исследований, 2019 .— 261 с.
19. Пузанов Б.П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для вузов [бакалавриат] / Б.П. Пузанов.— Москва: ВЛАДОС, 2017 .— 88 с.
20. Московкина А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие: код и направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование: профиль: Логопедия, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогика / Т.М. Уманская; А.Г. Московкина.— Москва: Издательство Прометей, 2019 .— 246 с.
21. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022; Тюмень: Тюменский государственный университет. — 130 с.
Таким образом, дидактические игры - это не просто времяпрепровож-дение и заполнение свободного времени детей, не игрушки и не "игрушки", а хорошо спланированный и целенаправленный педагогический прием для закрепления, расширения и применения на практике полученных ими знаний. В процессе дидактической игры учащиеся вспомогательной школы учатся самостоятельно применять свои знания в игровых условиях. Несомненно, это положительно сказывается на их умственном и эмоциональном развитии. Дидактические игры успешно выполняют свою обучающую роль, если они используются в комплексе и предполагают множество вариантов использования. Преимущество дидактических игр заключается еще и в том, что их удобно постепенно усложнять незаметно для ученика. С точки зрения содержания и структуры они хорошо сочетаются с другими методами и приемами в обучении.
Во время игровой деятельности ребенок усваивает все, что ему недо-ступно в окружающей среде. Сгоряча он не замечает, что учится и в то же время запоминает, совершенствует и закрепляет приобретенный ранее опыт, сравнивая запас новых знаний и понятий.