Конкурентоспособность организации: оценка и направления
ВВЕДЕНИЕ
Успешное развитие предприятия в рыночной экономике требует особенного подхода к формированию его конкурентной стратегии, которая должна быть ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке. Успешность предприятия на рынке зависит от способности предложить товары и услуги, максимально соответствующие интересам и нуждам потребителей. Поэтому так важно уделять особое внимание такому аспекту, как конкурентоспособность, использовать новые инструменты повышения уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Большинство предприятий ориентируются на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей ценой постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.
Конкурентоспособность предприятия - это его способность противодействовать на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности и эффективности производственной деятельности.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 7
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 7
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.3. Методика оценки конкурентоспособности предприятия 18
2. Анализ конкурентоспособности ЗАО «ПСК» 26
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ПСК» 26
2.2. Анализ производственной и коммерческой деятельности
предприятия 33
2.3. Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности
ЗАО «ПСК» 40
3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО «ПСК» 60
3.1. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 60
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 66
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021)
Алиев О.М., Ибрагимова М.И. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности предприятия//лучшая научная статья 2018 года. Сборник статей XXII Международного научно-исследовательского конкурса, Ответственный редактор ГЛО, Гуляев. - 2018. - с. 62-67.
Алиев Б.Ф., Страчкова Е.Г. Конкурентоспособность предприятия и факторы, ее определяющие//Эволюция современной науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - с. 172.
Бабиков ЕС. Экономическое содержание конкурентоспособности предприятия/ [Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, - 2019. - с. 10-13.
Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С.Мутон [пер. с англ. И. Ющенко, отв.ред. В.Б. Мусиенко, переиздание]. - Киев, - 2013. - с. 266-268
Богатырева Е.А., Паюсов А.А. Пути оптимизации денежных потоков организации // Журнал экономических исследований//Экономика предприятий, том 4 № 6. – 2018. – с.79-86
Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габибова. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч.
При нахождении точки равновесия, оба объекта рынка будут находиться в взаимовыгодном положении: потребитель создаст спрос, а предприятие обеспечит выгодное предложение. Но при этом стоит помнить, что при создании взаимовыгодного баланса между интересами покупателя и продавца, необходимо, прежде всего, решить целый ряд проблем, которые возникают перед субъектами рыночных отношений. Во-первых, необходимо провести оптимизацию цен на продукцию так, чтобы потребитель мог себе ее позволить, а фирма покрыла все издержки и получила прибыль. Во-вторых, необходимо соответствовать новым веянием научно-технического прогресса. Нельзя допускать старения выпускаемой продукции. В-третьих, создание инфраструктуры, обеспечивающей потребителю наиболее удобную для него возможность приобрести продукцию.
Успешность развития социально-экономической системы страны имеет взаимосвязь с тем, насколько устойчивы формирующие ее экономические субъекты в конкурентном отношении. Проблема, связанная с повышением конкурентоспособности признана одной из наиболее весомых в практике и теории экономической науки. Особенно это касается российских предприятий, которые имеют недостаточно высокие конкурентоспособные позиции на мировых рынках. Вопросы исследования конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике, а также выявление обстоятельств, которые могут привести к повышению его конкурентных преимуществ на рынке, актуальны и для предприятий производства металлоизделий.