Методика использования интерактивных методов обучения на уроках истории в старшей школе
Актуальность. Задачей современного образования является создание благоприятных и комфортных условий для формирования личности обучающегося в рамках учебного процесса. В рамках формирования личности обучающегося предполагается не только становление предметных и метапредметных умений, ценностно-смыслового самоопределения учащихся, но и прежде всего мотивация самих обучающихся, без которой вышеперечисленные процессы не могут достичь необходимых результатов.
Современный педагог перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Использование современных методов и форм обучения позволяет побуждать интерес к изучаемой теме, работать непосредственно с материалом и учить этот материал обобщать, гарантируя учащимся продвижение на более высокий уровень обучения.
Современное образование смещает акцент с руководящей роли преподавателя в сторону помощи обучающемуся в саморазвитии, т.е. перед учителем основная цель - не передача накопленного знания, а, в первую очередь помощь к развитию своих позитивных качеств, в самоизменении, в развитии своих личностных характеристик, которые помогут ученику в успешной образовательной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) среднего общего образования, отражающие новый подход к результатам образования, с учетом обобщения и согласования потребностей личности, семьи, общества и государства выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты. Следует отметить постепенную переориентацию государственной образовательной политики с предметных результатов образования на личностные.
Для решения этой задачи необходимо создавать условия для овладения универсальными способностями или ключевыми компетенциями: 1) способность к исследованию; 2) способность к эффективной коммуникации; 3) способность к принятию решений и их реализации; 4) способность к критическому осмыслению информации; 5) способность к саморазвитию и самореализации. Понятно, что развитие этих способностей невозможно без деятельности самого учащегося.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС8
1.1 Использование современных методов обучения в образовательном процессе среднего общего образования8
1.2 Психолого-педагогические возможности интерактивных методов обучения старшеклассников на уроках истории15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС22
2.1 Методика применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания истории в старшей школе соответствии ФГОС22
2.2 Практическая реализация использования интерактивных методов обучения на уроке истории в старшей школе в соответствии ФГОС27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ41
ВВЕДЕНИЕАктуальность. Задачей современного образования является создание благоприятных и комфортных условий для формирования личности обучающегося в рамках учебного процесса. В рамках формирования личности обучающегося предполагается не только становление предметных и метапредметных умений, ценностно-смыслового самоопределения учащихся, но и прежде всего мотивация самих обучающихся, без которой вышеперечисленные процессы не могут достичь необходимых результатов.
Современный педагог перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Использование современных методов и форм обучения позволяет побуждать интерес к изучаемой теме, работать непосредственно с материалом и учить этот материал обобщать, гарантируя учащимся продвижение на более высокий уровень обучения.
Современное образование смещает акцент с руководящей роли преподавателя в сторону помощи обучающемуся в саморазвитии, т.е. перед учителем основная цель - не передача накопленного знания, а, в первую очередь помощь к развитию своих позитивных качеств, в самоизменении, в развитии своих личностных характеристик, которые помогут ученику в успешной образовательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 27 // Официальные документы в образовании, 2013. №2, №3. С.2-92.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Гарант. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 20.12.2022).
Историко-Культурный стандарт // URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya (дата обращения 20.12.2022).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Официальный сайт Министерство просвещения РФ. Реестр примерных общеобразовательных программ URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obsh (дата обращения 20.12.2022)
Алиухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе. - Нижний Новгород: Юрайт, 2017. - 192 с.
Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации. - Тамбов: Орион, 2016. - 39 с.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Юрайт, 2013. - 541 с.
Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2017. - 218 с.
Герасимов Б.Н. Игровые технологии: состав, содержание, структура // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 6. - С. 68-77.
Григорьева Н.В. Использование технологии развития критического мышления // Современное научное знание: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 283-290.
Губерная Е.В. Веб-квест как современная образовательная технология // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2019. - №1(28). - С.881-884.
Гусакова М.А. Интерактивное обучение как условие формирования познавательной активности учащегося к
Интерактивное обучение по своему содержанию представляет собой определенный вид познания, который реализуется в процессе совместной деятельность обучающихся. Интерактивная модель обучения направлена на более широкое взаимодействие между учащимися. Как позывает практика, результатом интерактивного обучения является высокая степень вовлеченности обучающихся в педагогический процесс, благодаря которому происходит не только усвоение знаний, формирование умений и навыков, но также и закрепление, рефлексия. Каждый вносит свой вклад в совместную деятельность, благодаря которой происходит обмен информации и первичное закрепление, что является ценным этапом в процессе обучения.