Коррекция лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения является формирование правильной речи. Обращается внимание, что развитие лексической стороны речи у дошкольников, работа над словом, как над исходной единицей языка-занимает очень важное место в общей системе работы по развитию речи у детей с функциональными нарушениями зрения.
Актуальность темы исследования связана с тем, что речь служит как средство сообщения информации, передачи знаний и является одним из средств обучения. Более того, речь для детей с функциональными нарушениями зрения важна тем, что она несёт в себе сильную компенсаторную функцию, так как совместно с мышлением способна дать направление чувственному познанию. Значимость представленного мною исследования определяется так же своеобразием развития речи дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Научные данные, представленные в исследованиях Л.И. Плаксиной указывают на то, что речь
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………….………3
ГЛАВА 1 Теоретические основы коррекции лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения………………….........7
1.1 Понятие «лексика» и развитие лексической стороны речи в онтогенезе……………………………………………………………..………….7
1.2 Особенности лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения………………………………...……….13
1.3 Научно-методологические подходы к коррекции лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения…..………….20
Вывод по главе 1……………………………………………………………………26
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование коррекции лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения………….......29
2.1 Разработка и реализация комплекса диагностических упражнений для выявления нарушений лексики речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения……………………………………………………………….29
2.2 Разработка и апробация комплекса упражнений по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения………………………………………………………………………….……39
2.3 Анализ эффективности комплекса упражнений по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с функциональными нарушениями зрения……………………………………………………………………………….54
Вывод по главе 2……………………………………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (редакция от 08.11.2022). – Текст : непосредственный // Минюст Российской Федерации от 14.11.2013 № 30384.
2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения: издание официальное: утвержден Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.07.2010 : введен 01.10.2010. – Москва : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. – 91 с. – Текст: непосредственный.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1984. – 256 с. – Текст : непосредственный.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва : Гуманитарное издание центр ДОС, 2002. - 680 с. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2003.- 325 с. – Текст : непосредственный.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Знания, 1961. – 277 с. – Текст : непосредственный.
7. Григорьева, Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей/ Л. П. Григорьева // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 3-15. – Текст : непосредственный.
8. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская. – Москва : Школа – Пресс, 2001. – 72 с. – Текст : непосредственный.
9. Ермаков, П.В. Основы тифлопедагогики / П.В. Ермаков, Г.А. Якунин. – Москва : Владос, 2000. – 237 с. – Текст : непосредственный
10. Звягина, Т. В. Осуществление
Также нарушения звукопроизношения выражаются в различных видах сигматизма (расстройство произношение свистящих и шипящих фонем), ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма.
Третий уровень. Среди слабовидящих детей с таким речевым уровнем встречается 40%. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря (не более 60% называний предъявленных предметов). На таком же уровне представлены соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь этих детей отличается множественными аграмматизмами, состоит из перечислений и употреблением не более чем одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов.
У 44 детей имеется 65 случаев нарушений звукопроизношения. У 47,7% детей недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Фонематические представления отсутствуют в 40,9%.
Фонемати