Формирование мотивации школьников в условиях дистанционного образовательного процесса
Введение
Сложившаяся в мире ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, привела к переходу от традиционных систем образования к дистанционному обучению. Подобная форма работы стала «спасательным кругом» во время пандемии. Благодаря дистанционным возможностям образовательный процесс не был прерван. Однако со временем дистанционное обучение не ушло, а интегрировалось в традиционный образовательный процесс в государственных школах. Помимо этого, стали появляться онлайн-школы, также предоставляющие образовательные услуги и работающие по основным предметным программам.
Неготовность современной системы образования к таким изменениям вызвала ряд специфических проблем, начиная с неготовности некоторых учителей использовать современные средства обучения и технологии заканчивая проблемой мотивации к дистанционному обучению. При этом именно проблема учебной мотивации в первую очередь волнует как педагогов, так и самих обучающихся и их родителей.
Высокий уровень сфор
Содержание
Введение……………………………………………………………………..… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУ-ЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
§1. Учебная мотивация как психолого-педагогическая проблема……….… 7
§2. Средства формирования учебной мотивации …………….…………….. 17
§3. Специфика дистанционного обучения ….……………………………..… 22
Выводы по главе…………………………………………………………….. 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
§1. Организация констатирующего эксперимента ………………………… 34
§2. Разработка онлайн-урока с использованием средств формирования учебной мотивации……………………40
§3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………..…. 49
Выводы по гла-ве…………………………………………………………….… 55
Заключение………………………………….…………………………………. 57
Список используемых источников ……………………………………….….. 59
Список используемых источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб: Питер, 2015. – 496 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.
4. Бороздина Л.В. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Психология. – 1986. – №3. – С. 21–30.
5. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
6. Горчакова Е.Б. Теории мотивации, разрабатываемые в психоло-гии зарубежными учеными / Е.Б. Горчакова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005. – 109 с.
7. Громоздова О.А. Дистанционные технологии как способ форми-рования мотивации учебной деятельности младших школьников // Казанский педагогический журнал. – №3. – 2021. – С. 150 – 157.
8. Гущина Е.С. Мотивация учения – основное условие успешного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/569621 (дата обращения: 21.11.22)
9. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дюжева Ольга Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Костромской государственный университет"]. – Кострома, 2010. – 197 с.
10. Захарова Т.В. Мотивация и успешность учебной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://cpmss.edu.ru/wp-content/uploads/2021/11/Захарова-Мотивация-и-успешность-учебной-деятельности.pdf (дата обращения: 18.01.23)
11. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 787 – 792.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. – 384 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер 2000. – 512 с.
14. Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб, 2004. – 46 с.
15. Каримулаева Э.М. Сущность и
Данный этап важен так, как учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности.
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик получил от деятельности положительный личный опыт и в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главное — усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя [11, 783]. Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться:
1) формировать у школьников умение учиться;
2) формировать понимание целей, задач, их активное принятие для себя, самостоятельную их постановку и формулирование;
3) формировать умени