Креативные индустрии как вектор стратегического развития территорий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда рынок услуг становится все более конкурентным и изменчивым, стратегическое развитие территорий приобретает особую актуальность. В этой связи создание новых экономических инструментов становится одной из важных задач государственного управления.
Среди таких инструментов все большую популярность получают креативные индустрии – относительно молодая отрасль экономики, которая объединяет различные сферы деятельности: дизайн, аудио- и видеопроизводство, игровую индустрию, а также другие формы творческих проектов.
Как показывает опыт развития сильных экономик Запада и Азии, культурная промышленность является ключевой составляющей успеха не только в области экономического развития городских центров, но и в повышении социальной защищенности граждан. Культурная промышленность способна значительно улучшить имидж региона как для туристов, так и для потенциальных жителей.
В этой связи, изучение технологий и механизмов создани
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ И ИХ РОЛИ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1 Креативная экономика как перспективное направление территориального развития 7
1.2 Понятие и сущность креативных индустрий 14
1.3 Роль креативных индустрий в развитии территорий 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ 25
2.1 Предпосылки и условия развития креативных индустрий в России 25
2.2. Оценка развития креативных индустрий в России 37
2.3. Проблемы развития креативных индустрий в России 44
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ 51
3.1 Стратегические ориентиры социально-экономического развития города Чебоксары 51
3.2 Развитие креативных индустрий в городе Чебоксары 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 //КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения 17.04.2023).
2. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 //КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения 20.04.2023).
3. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 //КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396332/ (дата обращения 14.05.2023).
4. Стратегия социально-экономического развития города Чебоксары до 2035 года 24 декабря 2020 года № 97 Об утверждении Стратегии социально-экономическогоразвития города Чебоксары до 2035 года.
5. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 2022 г. N 1284-р Об утверждении Комплекса мер, направленных на развитие творческих (креативных) индустрий в Чувашской Республике до 2030 г.
6. Абанкина Т.В., Боос В.О., Бредихин С.В., Власова В.В., Гершман М.А., Гладких Н.В., Гохберг Л.М. Творческие (креативные) индустрии. Справочник [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://ion.ranepa.ru/upload/medialibrary/fbd/Gid_SpravochnikTvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf (дата обращения 20.03.2023).
7. Абанкина Т. В., Николаенко Е. А., Романова В. В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 46. No 2. С. 98-117.
8. Абанкина Т.В. Креативные компетенции и интеллектуальная собственность при переходе к инновационной экономике: сборник.М: Трансформация сферы интеллектуальной собственности в современных условиях. XXIV Международная конференция Роспатента. Сост. С.В. Горушкина, Е.Г. Царева. М.: ФИПС, 2020. – с. 34.
9. Благова И.Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 27 октября 2020г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 45–48.
10. Глушкова Ю.О., Бабаян И.В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий [Электронный ресурс] // Beneficium. 2019. №3(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-kreativnyh-industriy (дата обращения 17.04.2023).
11. Глушко М.А, Ланская Д. В. Интеллектуальные товары и креативные товары и услуги: сравнительный анализ / ред. В. В. Ермоленко, М. Р. Закарян, Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. — 55 c.
12. Гретченко А.И., Каве
В России для этого проводятся ярмарки ремесел, на которых туристы и местные жители могут попробовать свои силы в ремеслах, таких как гончарство, вышивание, ковроткачество, изготовление глиняной игрушки и других занятиях. Такие мероприятия пользуются вниманием как местных жителей, так и туристов, и могут стать хорошим способом развития туризма в провинции.
Развитие личности и экономическая ценность - это то, что даёт создание креативных продуктов. А движущей силой в этом процессе является способность продвигать города вперёд и побуждать их к инновациям и творчеству. Креативные индустрии играют важную роль в этом процессе, развивая интеллектуальный и творческий потенциал в целом. Они также помогают создавать места и пространства в городской среде, способствующие развитию творческих способностей. Для этого необходимо улучшение всех типов территор