Особенности речевого развития детей с нарушением слуха в условиях семейного воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Чтобы успешно прошла социальная адаптация ребенка с нарушением слуха необходимо сформировать и воспитывать его личные качества. Для этого необходимо включать в работу элементарные личностные качества родителей, чтобы достичь определенной поставленной цели. Ребенок должен понять то, что он как и все люди, которые непосредственно его окружают, в том числе и в плане личностного роста.
В таком контексте желательно воспитывать таких ослабленных детей с момента их рождения. Ребенок так же должен проникнуться к доверительному тону собеседника-педагога как надёжного наставника, который направит на выработку позитивной самооценки своего воспитанника. Ведь с момента рождения начинается формироваться определенная линия поведения. Таким образом должно включаться в работу и педагоги, и психологи, и социальные педагоги совместно с родителями.
Значительную проблему общества занимают люди с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу обстоятельств
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ.
1.1. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха............................ 6
1.2. История семейного воспитания детей с нарушением слуха............................ 13
1.3. Организация работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих в семье..................... 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.............................................................................................. 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1. Проверка уровня соблюдение рекомендаций от педагогов в семьях детей.. 32
2.2.Коррекционные занятия направленные на развитие речи................................42
2.3.Выявление эффективности коррекционных занятий.......................................45
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2..............................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................62
Список литературы.
1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи - Москва. Научно-исследовательский ин-т дефектологии Академии пед. наук СССР. 1977. -176 с.[Электронный ресурс]URLhttps://irbis.sibdisnet.ru/lib/document/EK/20F4A547-1555-4084-B2B2-ADB6DB2ACEDD ( дата обращения: 24.05.2023)
2.Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению –Москва. Издательство АПН РСФСР, 1960. – 422 с.[Электронный ресурс] URL http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:11756/Source:default ( дата обращения: 24.05.2023)
3. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении глухих произношению. - Москва. Издательство АПН РСФСР, 1960. - 421 с.[Электронный ресурс] URLhttp://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:11756/Source:default (дата обращения: 24.05.2023)
4.Бельтюков В.И., Нейман Л.В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. - Москва. Издательство АПН РСФСР, 1958. - 140 с. [Электронный ресурс] URL https://search.rsl.ru/ru/record/01005966156 (дата обращения: 24.05.2023)
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва. Академия, 2002.[Электронный ресурс] URL://www.studmed.ru/bogdanova-tg-surdopsihologiya_2aa5b313b93.html ( Дата обращения 24.05.2023 г.).
6.Боскис P.M.Глухие и слабослышащие дети. - Москва. Советский спорт, 2004. - 304 с [Электронный ресурс] URLhttps://www.studmed.ru/boskis-p-m-gluhie-i-slaboslyshaschie-deti_9876a92101e.html (дата обращения: 24.05.2023)
7.Власова Г.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - Москва. Издательство АПН РСФСР, 1954. - 132 с. [Электронный ресурс] URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01005770664 (дата обращения: 24.05.2023)
8. Волкова К.А.Методика обучения произношению: Пособие для студентов - заочников дефектологических факультетов педагогических институтов. Москва. Издательство «Просвещение».1968 [Электронный ресурс] URLhttps://studfile.net/preview/7842368/(дата обращения: 24.05.2023)
9.Багрова И.Г. Некоторые особенности восприятия на слух слов слабослышащими школьниками // Дефектология. - 1985. - №6. - С. 8-17 [Электронный ресурс] URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/02/25/bibliograficheskiy-spisok-zhurnalnyh-statey-po-logopedicheskoy) (дата обращения: 24.05.2024)
10. Карпова, Г. А.Основы сурдопедагогики// учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений .Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. - 354 с. [Электронный ресурс] URL:https://pedlib.ru/Books/5/0148/5_0148-1.shtml ( дата обращения: 24.05.2023)
11. Королева И.В., Янн
Другие важные условия эффективности коррекционной работы - раннее качественное слухопротезирование ребенка. [ 13 с. 44]
Для родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста в семье, важно определить степень их участия в обучении и воспитании ребенка. В случае, если ребенок воспитывается и обучается в детском саду или группе компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей, родители являются активными помощниками сурдопедагога группы и осуществляют в семье работу под его руководством, направленную на закрепление, расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Другой вариант- продолжение родителями педагогической работы с ребенком в семье, начатой в предыдущие годы.
Если ребенок не посещает специальное дошкольное учреждение или группу, особое значение приобретает систематическое консультирование родителей сурдопедагогом сурдологического центра или посещение ребенком гр