Особенности адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социaльно-экономическое рaзвитие пятиклассников вызывaет необходимость aдaптации как развитие отдельной личности, оргaнизации, так и общества в целом. Современная школа не может успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, проблем адаптационных процессов, происходящих у школьников, учителей и родителей.
Весьма сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: новые предметы, другой режим работы, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, самостоятельность - все это снижает работоспособность, повышает тревожность.
B школе к проблемe адаптации чаще относят с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Г. А. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной пс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ПЯТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1Особенности психического и личностного развития в младшем школьном возрасте 7
1.2 Социально-психологические особенности перехода и адаптации младших школьников к условиям обучения в основной общеобразовательной школе 13
1.3 Половые особенности адаптации учащихся 5 класса 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методологические принципы исследования 23
2.2Характеристика этапов исследования 24
2.3Характеристика выборки исследования 25
2.4 Характеристика методов и методик исследования 26
2.5 Методы математико-статистического анализа 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 29
3.1 Результаты сравнительного анализа половых различий в уровне школьной тревожности Филлипса 29
3.2 Результаты сравнительного анализа половых особенностей уровня мотивации обучения школьников. 36
3.3 Результаты анализа половых особенностей по степени интересов учебных предметов, обучающихся в 5 классе общеобразовательной организации. 39
3.4. Результаты сравнительного анализа половых особенностей самооценки личности обучающихся в 5 классе 40
3.5. Результаты сравнительного анализа половых особенностей успешности обучения обучающихся в 5 классе на основе экспертного ранжирования 42
3.6 Результаты корреляционного анализа значений показателей половых особенностей адаптации обучающихся в 5 классе общеобразовательной организации. 43
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложение 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
3. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.
4. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2005. - Т. 3.
8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.-396с.
9. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003.-368с.
12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007.-358с.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
15. Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития. М., 2001. 208 с.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2005.-357с.
18. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 372с.
19. Микадзе Ю.В. Феном
При работе с девочками важно учитывать и корректировать самооценку, так как самооценка у девочек прямо связана с состоянием здоровья, а значит и с количеством пропущенных уроков по болезни. В свою очередь большое количество пропущенных уроков ведет к низким оценкам по успеваемости. Особенно важно повышать самооценку ума у девочек, так как девочки, высоко оценивающие уровень своего интеллекта, не стремятся хорошо учиться только ради получения какой-либо награды. Также важно учитывать, что для девочек в пятом классе очень важно одобрение и поддержка близких людей, девочки очень эмоционально реагируют на неудачи, поэтому необходимо обеспечить девочкам эмоциональную поддержку со стороны значимых взрослых.
Следует также отметить и общие особенности для учащихся пятого класса. Как у мальчиков, так и у девочек в 5 классе повышается уровень тревожности связанный с низким баллом по успеваемости. Это характерно для детей, стремящихся хорошо учиться только для того, чтобы их не наказали, поэтому очень важно не связывать оценки за успеваемость ребенка с системой наказаний и поощрений. Важно, чтобы ребенок понимал, что разные учителя могут по-разному оценивать результаты