Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня условия непрерывных социально-экономических преобразований, оказывают систематическое воздействие на общество. В связи с этим, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, одной из ключевых задач ДОУ является формирование и воспитание творчески активной личности, способной нестандартно подходить к решению новых жизненных ситуаций и проблем, а также приспосабливаться к динамично развивающимся условиям.
Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении развития воображения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что метод игры с песком сегодня является эффективным инструментом развития воображения, стабилизации и сохранения психического здоровья, развития познавательных процессов, мелкой моторики, развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Анализ научной литературы позволил обнаружить актуальн
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1. Понятие воображения в психолого – педагогической литературе……. 7
1.2. Особенности развития воображение детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком…….…………………………………….. 15
1.3. Педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком……..……………………. 22
Вывод по 1 главе……………………………………………………………... 26
2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….. 28
2.2. Реализация педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Калейдоскоп фантазий»…………..................................................................................…... 29
2.3. Результаты и анализ исследования…………………………...………. 31
Вывод по2 главе………………………….……………………………...…. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………………………. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия [Текст]/Э.Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010. - 74 с.
3. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. 422 с
5. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. — М.: Новая Москва, 1924. — 556 с. - С. 15-51, 92-102, 143-148.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2009. -1008 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998. - 272с.
9. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
10. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
11. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. — Вопросы психологии. — 1980. - №2.-С.107-114.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984.-128с.
13. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно – методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство - Пресс» - 2006.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -- Спб: "Питер", 2009. - 448 с. - ("Мастера психологии")
15. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
16. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие (Статья I). - Психологический журнал. - 2001. - №5
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Во второй главе представлен педагогический эксперимент, целью которого являлось выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования воображения у детей 5-6 лет посредством игр с песком.
За основу были взяты следующие методики изучения уровня воображения детей 5-6:
1. Тест «Закончи рисунок» П. Торренса для определения беглости, оригинальности и гибкости творческого воображения.
2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко для определения оригинальности творческого вообр