Логопедическая работа по активизации словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена несколькими показателями. Во-первых, существует социальный заказ сообщества на формирование личности, способной к межличностному взаимодействию и решению коммуникативных задач, что гарантирует ее эффективную адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Ранее, в дошкольном возрасте ребенок "должен освоить конструктивные способы и средства коммуникативного взаимодействия с другими людьми через развитие всех компонентов устной речи, включая лексикограмматического строя речи".
Во-вторых, формирование речи в дошкольном возрасте - это сложный и многогранный процесс, связанный с развитием всех психических процессов, включая речь. Последнее особенно важно, так как при отсутствии речевого общения, которое происходит в социальной сфере, человек не может стать полноценной личностью. Богатство лексической стороны речи гарантирует богатство общения, а отсутствие словарного запаса затрудняет свободное общение ребе
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ …………………………………………………………………………………….…..7
1.1Закономерности формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………….…7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………………………...18
1.3. Особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………………………………………………………………….…26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ...29
2.1. Организация эксперимента ……………………………………………………….………29
2.2. Анализ медико-психологической документации на детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………………………..……32
2.3. Результаты обследования активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………....34
2.4. Результаты обследования понимания обращенной речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………..………..36
2.5. Общие исходные результаты обследования словаря детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………………...37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………………………………………………..40
3.1. Научно-теоретическое обоснование и принципы логопедической технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………………………………………………………………………………..40
3.2. Содержание логопедической технологии активизации словаря 3 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………………………………………………43
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….52
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. В. Алексеева. – М. : Академия, 2013. – 207 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2010. – 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стѐртой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ, 2006. – 228 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова. – СПб. : Детствопресс, 2012. – 224 с.
5. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексикограмматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова.– Просвещение, – 2007. – С. 16-19.
6. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо. – М. : Просвещение, 1991. – 218 с.
7. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика [Текст] / Ш. Бутон. – М. : Прогресс, 1984. – 223 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Изд-во АСТ, 2012. – 143 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : Речь, 2011. – 144 с.
10. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосец. – М. : Институт общегуманитарных 63 исследований В. Секачева, 2002. – 196 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаргуша. – М. : Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. – 194 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев – М. : Педагогическое общество Росси
НР не понимает большого количества слов: например, названий деревьев, цветов, фруктов, рыб, животных, птицы, приборы, инструменты, части тела и т. д. Дети OHP III используют все уроки грамматики в своей речи без исключения, но «их существительные и глаголы имеют гораздо большее преимущество. Типичные ошибки для них - неточное использование глаголов, подмена имен объектов на все объекты. В частности, основные различия между детьми с нормальным речевым образованием и ребенком с III уровнем ОНР состоят в «обновлении предикативной лексики (слов, обозначающих действие или состояние объекта). Детям дошкольного возраста с уровнем ОНР III трудно употреблять многие прилагательные, а их сверстники нормально развиваются и свободно используют речь. В лексике дошкольников с уровнем ОНР III большинство слов обозначают действия, которые ребенок выполняет или наблюдает ежедневно, другие глаголы в их речи практически отсутствуют. Эти дети учат сложные слова с обобщенным значением, а также с оценкой сло