Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и его развития

Скачать дипломную работу на тему: "Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и его развития". В которой охарактеризованы особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Подобран диагностический инструментарий для выявления особенностей развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.10.2024
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Высокая динамика развития современного общества, экономики, науки, производства задает новые требования и определяет обновления в системе образования. Одной из ведущих идей является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Именно поэтому в современной науке и практике ведется активный поиск средств, способов, технологий и условий, стимулирующих развитие творческой активности детей в целом и творческого мышления, в частности.
В тоже время, несмотря на свою актуальность, проблема развития творческого мышления остается неразрешенной до сегодняшнего дня как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Это связано в первую очередь с тем, что творческое мышление в психолого-педагогических исследованиях принято рассматривать через его качества (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), на проявления каждого качества оказывают влияние разнообразные факторы, определяющие в итоге природу творческого мышления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................7

1.1. Понятие творческого мышления в современной науке................................ 7

1.2 Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................... 13

Выводы по главе 1................................................................................................. 20

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 21

2.1. Методы и методики изучения развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.......................................................................... 21

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.................................. 29

Выводы по главе 2................................................................................................. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................ 45

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 254 с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач.  М.: Альпина Паблишер, 2012.  400 с. 

3. Басина Н.Э., Суслова О.А. Цвет. Звук. Материал. Проект развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. М.: «Чистые пруды», 2006. 186 с.

4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. СПб: Питер, 2009. 400 с.

6. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112с.

7. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: «Просвещение», 2011. 124 с.

9. Гаврина С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. М.: Академия развития, 2020. 610 c.

10. Гринёва М.А., Черепкова Н.В., Долженко О.В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 926–930. URL: http обращения 13.04.2021).

11. Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. М.: «Скрипторий 2003», 2019. 98 с.

12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.

13. Зиновкина М. М., Гареев 

А.Е. Мелик-Пашаев выделил и охарактеризовал три уровня развития гибкости мышления детей старшего дошкольного возраста (от низкого к высокому) [10, с.928]. Для первого уровня характерно осознание ребенком проблемной ситуации, но он не выделяет существенные свойства объекта, аспекты мыслительных средств. Второй уровень характеризуется появлением попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут. Третий уровень характеризуется тем, что ребенок способен к анализу свойств объекта, им выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко выражена зрительная ориентировка, ребенок хорошо понимает особенности проблемной ситуации.
Таким образом, исследования показывают, что по мере продвижения дошкольника от среднего дошкольного возраста к старшему наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств.
Также в