Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и его развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Высокая динамика развития современного общества, экономики, науки, производства задает новые требования и определяет обновления в системе образования. Одной из ведущих идей является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Именно поэтому в современной науке и практике ведется активный поиск средств, способов, технологий и условий, стимулирующих развитие творческой активности детей в целом и творческого мышления, в частности.
В тоже время, несмотря на свою актуальность, проблема развития творческого мышления остается неразрешенной до сегодняшнего дня как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Это связано в первую очередь с тем, что творческое мышление в психолого-педагогических исследованиях принято рассматривать через его качества (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), на проявления каждого качества оказывают влияние разнообразные факторы, определяющие в итоге природу творческого мышления
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................7
1.1. Понятие творческого мышления в современной науке................................ 7
1.2 Особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста................................................................................................................... 13
Выводы по главе 1................................................................................................. 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 21
2.1. Методы и методики изучения развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.......................................................................... 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.................................. 29
Выводы по главе 2................................................................................................. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 254 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач. М.: Альпина Паблишер, 2012. 400 с.
3. Басина Н.Э., Суслова О.А. Цвет. Звук. Материал. Проект развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. М.: «Чистые пруды», 2006. 186 с.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. СПб: Питер, 2009. 400 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112с.
7. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: «Просвещение», 2011. 124 с.
9. Гаврина С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. М.: Академия развития, 2020. 610 c.
10. Гринёва М.А., Черепкова Н.В., Долженко О.В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 926–930. URL: http обращения 13.04.2021).
11. Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. М.: «Скрипторий 2003», 2019. 98 с.
12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
13. Зиновкина М. М., Гареев
А.Е. Мелик-Пашаев выделил и охарактеризовал три уровня развития гибкости мышления детей старшего дошкольного возраста (от низкого к высокому) [10, с.928]. Для первого уровня характерно осознание ребенком проблемной ситуации, но он не выделяет существенные свойства объекта, аспекты мыслительных средств. Второй уровень характеризуется появлением попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут. Третий уровень характеризуется тем, что ребенок способен к анализу свойств объекта, им выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко выражена зрительная ориентировка, ребенок хорошо понимает особенности проблемной ситуации.
Таким образом, исследования показывают, что по мере продвижения дошкольника от среднего дошкольного возраста к старшему наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств.
Также в