Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с использованием интерактивных методов обучения
ВВЕДЕНИЕ
В классической и современной отечественной педагогике большое внимание уделяется внимание изучению проблемы по развитию навыков самостоятельной учебной деятельности у детей младшего школьного возраста. Отношение к определению «самостоятельная учебная деятельность» изменилось одновременно с изменениями во всей педагогике. Анализ теоретической литературы позволяет определить противоречие между объективной потребностью в формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, вызванной увеличением объема необходимых теоретических знаний, и недостаточной подготовкой обучающихся к самостоятельному решению учебных задач по развитию соответствующих личностных качеств.
Современный этап педагогической мысли характеризуется интеграцией различных методов: проблемного, процессуального, деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего. Четко осознается системообразующий фактор учебно-методического процесса, особое внимание уделяется появлению новых методов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………… 6
1.1 Сущность понятия «самостоятельная учебная деятельность» в педагогике………………………………………………………………....... 6
1.2 Особенности развития навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников ……………………………………. 15
1.3 Интерактивные методы обучения как способ развития навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников…….... 21
Выводы по главе……………………………………………………………. 29
2 ОПЫТНО–ЭКПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ…………………………… 30
2.1 Выявление актуального уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников…………………………………………………………………. 30
2.2 Разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с использованием интерактивных методов обучения…….. 36
2.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования по развитию навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с использованием интерактивных методов обучения ……. 45
Выводы по главе…………………………………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНТКОВ………………………… 55
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса обучающийсяа к изучаемому предмету / И. Я. Алексеева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2016 г.). — Санкт–Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 42–44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10786/ (дата обращения: 24.04.2023).
Аминов, И. Б. Основные задачи и эффективность использования интерактивных методов на уроках математики // Научный журнал. 2018. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye–zadachi–i–effektivnost– ispolzovaniya–interaktivnyh–metodov–na–urokah–matematiki (дата обращения: 24.05.2021).
Бекетова, О.А. Активация самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / О.А. Бекетова. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/aktivatsiia–samostoiatiel–noi–raboty–uchashchikhsia.html.
Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2–е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 129 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–11117–0. — URL : https://urait.ru/bcode/517573
Бороненко, Т. А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Перспективы науки и образования — 2019. — № 2. — С. 167– 193.
Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15400–9.
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Демидова С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) [Электронный ресурс] / С.И. Демидова, Л.О. Денищева, –
Затем эти навыки позволяют учащимся самостоятельно организовывать занятия. Поэтому развитие навыков организации бизнеса является одним из важных условий развития независимости.
Для младшего школьника очень важно активно оценивать свою деятельность. Поддерживайте инициативу детей, поощряйте независимость и следите за тем, чтобы у младших школьников развивалась мотивация к самостоятельной деятельности.
Развитие самостоятельности помогает расширить интересы детей. Интерес - это мотивация, побуждающая младших школьников к действию, поэтому важно развивать интересы младших школьников.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности в начальной школе, поскольку проектная деятельность создает благоприятные условия для развития самостоятельности как сложной и всесторонней характеристики личности.