Структура односоставных предложений в произведениях художественной литературы
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране предъявляет повышенные требования к выпускникам школы. Одной из главных линий развития учащихся средствами предметов общеобразовательной школы является овладение «функциональной грамотностью - владение учащимися умениями и навыками, связанными с учебной, познавательной, творческой деятельностью в рамках данного предмета, необходимой для усвоения этого предмета, формирования самостоятельной деятельности для решения практических и теоретических задач» [«Школа 2100», 2001: 15-16].
В аспекте изучения русского языка содержательные линии развития включают развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством языка.
Широкие возможности обогащения речи учащихся появляются при изучении темы «Простое односоставное предложение».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................
Глава 1. Проблема односоставных предложений в лингвистической науке.
1.1. История изучения односоставного предложения в отечественной лингвистике.
1.2. Типология односоставных предложений в Русской грамматике-80 и в концепции В.В. Бабайцевой
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ произведений писателей XIX века при описании дворянского быта.
2.1.Стилистические функции односоставных предложений................................
2.2. Роль односоставных предложений в произведениях писателей XIX века
Выводы по 2 главе..................................................................................................
Заключение..............................................................................................................
Библиография............................................................................................................
Список источников
1. Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах [Текст] / И.А. Бунин. - Т. 2. Повести и рассказы (1890-1909). - М.: Художественная литература, 1965. - 526 с.
2. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. [Текст] / И.С. Тургенев; ред. коллегия: М.П. Алексеев, Г.А. Бялый; примеч. М.П. Алексеева и др. - Т. 2. Рудин. Дворянское гнездо. - М.: Художественная литература, 1976. - 333 с.
3. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. [Текст] / И.С. Тургенев; ред. коллегия: М.П. Алексеев, Г.А. Бялый; примеч. А.И. Батюто. - Т. 3. Накануне. Отцы и дети 1859-1861. - М.: Художественная литература, 1976. - 389 с.
4. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. [Текст] / И.С. Тургенев; ред. коллегия: М.П. Алексеев, Г.А. Бялый; примеч. В.Д. Сквозникова. - Т. 5. Повести и рассказы 1844-1853. - М.: Художественная литература, 1976. - 413 с.
5. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. [Текст] / И.С. Тургенев; ред. коллегия: М.П. Алексеев, Г.А. Бялый; примеч. В.М. Марковича, Л.М. Долотовой и др. - Т. 6. Повести и рассказы 1854-1860. - М.: Художественная литература, 1976. - 367 с.
6. Чехов А.П. Избранные сочинения в трех томах [Текст] / А.П. Чехов. - Т. 2. Повести и рассказы (1888-1896) - М.: Художественная литература, 1960. - 610 с.
7. Чехов А.П. Избранные сочинения в трех томах [Текст] / А.П. Чехов. - Т. 3. Повести и рассказы. Пьесы (1897-1903) - М.: Художественная литература, 1960. - 610 с.
Достаточность одного члена предложения обусловлена чисто грамматическими (формальными) причинами, а именно окончания или суффиксы глагольных форм указывают на вполне определенное лицо. Отсюда следует, что подлежащее при них является информативно избыточным. Определенно-личное предложение является по структуре и по семантике полным. Односоставные и синонимичные им двусоставные предложения чаще разграничиваются на уровне функционирования.
В повествовательных предложениях употребление односоставных конструкций ограничено, несмотря на их информативную достаточность. Односоставные структуры чаще используются при актуализации действий говорящего, а не собеседника. Употребление подлежащих ты, вы является своеобразным знаком вежливости по отношению к собеседнику. Пример: Как ты ходишь с такими грязными руками? - Хожу ничего, ходить-то я могу. Как вы живете? Бабайцева В.В.