Формирование культуры устной и письменной речи учащихся начальных классов при обучении написанию сочинений
ВВЕДЕНИЕ
Владение письменной речью является одним из необходимых условий процесса становления и дальнейшего формирования духовно-нравственной составляющей личности школьника. Развитие речевых способностей учащихся воспитывает любовь к изучаемому языку и литературе, формирует личностные качества – позитивное отношение к окружающему миру, ответственность, трудолюбие, умение общаться, настойчивость в достижении целей.
По мнению известного психолога Л.С. Выготского, письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, развивает мышление. Подобное понимание письменной речи лежит в основе концепций современных психолингвистов, согласно которым грамотное письмо – это умение выразить мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно-коммуникативные, а не просто речевые умения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………..……………...…………3
Глава 1. Теоретические основы формирования устной и письменной речи школьников………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе……6
1.2. Письменная речь, её специфика…..……………………………...………...10
1.3. Особенности письменной речи школьников ……………………………. 16
1.4. Содержание и методы формирования письменной речи школьников……………………………………………………………………... 23
Глава 2. Описание деятельности учителя по формированию письменной речи младших школьников на уроках русского языка……………………… 43
2.1. Диагностика письменной речи школьников…………….......................... 43
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование письменной речи учащихся 4 класса………………………….……………………………. 51
Глава 3. Методика обучения написанию сочинений в младших классах….. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….…………..…………75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…….77
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3:
Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 88-92.
Айвазян, О. О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – № 2. – С. 145-148.
Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) [Текст] : И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2008. – № 12. – С. 9-17.
Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности школьника [Текст] : М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14 (73). – С. 243-244.
Бакулина, Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников [Электронный ресурс] : Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Спецвыпуск №27. – URL: https://e-koncept.ru/2015/75359.htm (дата обращения: 01.11.2017).
Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] : М. М. Безруких. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. – 607 с.
Безруких, М. М. Психофизиологические механизмы
формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] : М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Новые исследования. – 2013. – Вып. 4 (37). – С. 4-19.
Бунаков, Н. И. Родной язык как предмет изучения в школе с трехгодичным курсом [Текст] : лекции, читан. на пед. курсах Моск. политехн. выст. в 1872 г. / Н. И. Бунаков. – М. : АПН РСФСР, 1953. – 412 с.
Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку [Электронный ресурс] : Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев // Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100». – URL: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php
(дата обращения: 29.10.2017).
Текст рассказа В. Бианки «Лесной праздник», задание: выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные звери [24, c.23].
Письменные ответы на вопросы. Данные упражнения научат детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста.
Составление краткого рассказа. Обучение краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. Сокращение текста не может происходить путём простого отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Это приводит к логическим разрывам в передаче содержания. Ученик должен сказать о главном посвоему, своими словами.